Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет

представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Значительно место в процессе ознакомления дошкольников с поэзией занимает творчество Сергея Есенина.

Сергей Есенин был и остается одним из величайших поэтов Серебряного века. Родившись в селе Константинове Рязанской губернии, а потом, переехав в Москву, он не забывал о своей малой родине. Для Есенина родина - это основной стержень его поэзии от первых строк до последних. "Ищите родину, иначе все написанное вами будет собаке под хвост", - то есть мало иметь родину от рождения, надо суметь пробиться к ней своим творчеством, утвердить ее в своем творчестве, тогда это найдет отклик, тогда это будет нужно, необходимо, насущно.

Лучшие стихи Есенина запечатлели духовную красоту русского человека. Его емкие ошеломляющие образы - почти всегда настоящее художественное открытие.

На стихи Есенина, тончайшего лирика, волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам, написано много песен, некоторые из них по сути стали народными - "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери", "отговорила роща золотая…", "Клен ты мой опавший…", "Мы теперь уходим понемногу…". Великий композитор Георгий Свиридов написал на стихи Сергея Есенина свой замечательный цикл "Отчалившая Русь".

Социокультурный аспект актуальности состоит в необходимости привития подрастающему поколению любви к русской литературе, великим русским поэтам.

Общенаучный аспект актуальность исследования обуславливается необходимостью оптимизации и усовершенствования методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями С.А. Есенина.

Конкретнонаучный аспект актуальности состоит в необходимости разработки новых подходов к изучению произведений Сергея Есенина в группах детей старшего дошкольного возраста.

Сложность изучения вопросов связано со следующими противоречиями:

- творчество С.А. Есенина нельзя рассматривать как таковое, что направленно на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Оно в основном изучается детьми старшего возраста на школьном этапе.

- некоторые поэтические произведения С.А. Есенина являются хорошо доступными к восприятию детьми старшего дошкольного возраста, их можно анализировать и рекомендовать к заучиванию на память.

Указанные противоречия делают актуальным поиск путей решения проблемы разработки методических подходов к ознакомлению детьми старшего дошкольного возраста с поэзией С. А. Есенина.

Объект исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с поэтическими произведениями.

Предмет исследования: методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями С. А. Есенина.

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С. А. Есенина.

Задачи исследования:

- изучить литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией;

- рассмотреть поэзию Есенина как предмет изучения в литературоведении;

- определить особенности восприятия поэзии и понимания её детьми старшего дошкольного возраста;

- проанализировать методику ознакомления детей с поэзией в ДОУ;

- выявить уровни восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина;

- предоставить методические разработки занятий, посвященных поэзии Есенина.

Гипотеза исследования: восприятие поэтических произведений С. Есенина детьми старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в процессе ознакомления детей с лирикой поэта будут применяться:

приемы, развивающие эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, пробуждающие художественный вкус;

учитываться возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей и восприятия;

использоваться разные формы работы при ознакомлении детей с поэзией С.А. Есенина.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы научного исследования:

Теоретический (анализ педагогической литературы по проблемам ознакомления детей старшего возраста с поэзией).

Эмпирический (педагогический эксперимент).

Диагностический (анализ педагогического эксперимента).

Теоретико-методологической основой исследования явились научные теории следующих авторов: О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.А. Леонтьева, З.Я. Рез, Л. Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой, И.А. Зимней, Н.Н. Светловской, М.И. Омороковой, Н.Г. Морозовой и др.

В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Практическое исследование осуществлялось в период с 2008 по 2011 год на базе МДОУ Детский сад №2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста.

Новизна научного исследования состоит в разработке инновационного системного подхода к изучению поэзии Есенина, к интеграции занятий рисования и чтения с целью оптимизации ознакомления детей с поэзией Есенина.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов ученых на проблему восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в разработке новых методических рекомендаций к проведению занятий, на которых дети старшего дошкольного возраста знакомятся с поэтическими произведениями Сергея Есенина.

Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией

Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечественной и зарубежной.

В детской литературе в первый период ее существования в России преобладали воспитательные и образовательные функции. Детская литература – это те произведения, которые создаются писателями для подрастающего поколения. Будучи педагогически целенаправленной, детская литература не должна рассудочно, назидательно сужать рамки художественного исследования действительности. С таким ограниченным пониманием специфики детской литературы боролись революционные демократы-критики, впоследствии их традиции продолжили М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие. В 20-е годы началось утверждение новой нравственно-эстетической позиции детских писателей. Они старались быть не «над» ребенком, не в стороне от него, а рядом, в собеседовании, в содружестве. Соответственно изменялся и уровень изображения действительности: уходила камерность, замкнутость в детском мирке, перед ребенком раскрывались двери в большой мир. И как закономерность - появление нового героя – ребенка, обладающего чертами социальной активности.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы