Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

В XIX в. еврейская община России была самой большой в мире. На 1897 г. в городах и городках проживало:

в Гродненской губернии в 25 городах с общим количеством населения 254 591 человек - 148 470 евреев (58,5 процента);

в 66 городках с населением 156 033 человек - 91 253 евреев (58,5 процента).

вМинской губернии в 11 городах с общим количеством населения

224 945 человек - 133 617 евреев, или 59,4 процента, а в 97 городках с общим количеством проживающих 208 881 человек - 124 434 евреев, ли 59,5 процента.

– в Виленской губернии в 9 городах с общим количеством 198 007 человек жило 87 315 евреев, или 44,1 процента, а в 98 городках (143 843 жителей) - 82 436 евреев, или 57,3 процента.

– в Могилевской губернии в 13 городах жило 147 187 человек, в том числе 77 393 евреев (52,6 процента), в 70 городках из всего количества жителей (139 017 человек) 79 516 были евреями, что составляло 57,2 процента. В Витебской губернии в 12 городах жило 215 918 человек, из них 113 837 евреев, в 28 местечках с общим количеством 57 564 человек - 38 189 евреев.

В конце XIX в. евреев на территории пяти белорусских губерний (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) проживало более 1200000 человек, и они были второй по численности (после русских) национальной группой местного населения, проживающей в подавляющем большинстве в городах и местечках.

20 мая 1904 г. генерал-губернатор виленский, гродненский и ковенский П.Д. Святополк-Мирский подал Николою II "Всеподданнейший отчет . ". Во "Всеподданнейшем отчете ." глубоко анализируются основы правительственного курса политики в Белоруссии и Литве, заложенные Н.Н. Муравьевым с целью тотальной русификации Северо-Западного края, показаны ее последствия.

Во "Всеподданнейшем отчете ." П.Д. Святополк-Мирский писал: « . во вверенном мне крае занимает весьма видное положение .еврейское население. Его численность в крае около 700.000 душ, что составляет приблизительно 14,5% общего числа местного народонаселения.

В настоящее время к евреям применена двойная в отношении образования система. С одной стороны они допускаются, хотя и в ограниченном количестве, в общие учебные заведения, а с другой они обладают своими училищами, пользуясь в этом отношении значительною привилегиею по сравнению с другими инородцами России. Такое положение едва ли может считаться нормальным. Чисто еврейские учебные заведения, развивая еврейскую молодежь на поприще знания, воспитывает ее в полном обособлении и увеличивают рознь между еврейской и христианской массой . Преобразование, по моему мнению, должно было бы главным образом заключаться в закрытии всех еврейских учебных заведений за исключением хедеров, подлежащих, впрочем, коренной реорганизации .

Вместе с тем я не могу, однако, не признать необходимым поднять установленный ныне процент евреев в учебных заведениях с 10% до 14%. Последний процент соответствует процентному отношению еврейского населения к общему числу народонаселения Северо-западного края и не может поэтому не считаться законным.

За последнее время замечается стремление к развитию еврейской литературы, путем издания периодических органов на еврейских языках. Этому стремлению я не нахожу возможным идти на встречу. Новизна еврейских националистических идей требует не только правительственного, но и общественного контроля, совершенно недостижимого при развитии периодической печати на еврейских языках .»

Как свидетельствует "Всеподданнейший отчет", режим исключительных законов в отношении евреев с некоторыми изменениями сохранялся в белорусско-литовских губерниях и в начале XX века.

Старейшую этноконфессиональную группу населения Гомеля образовывали евреи. Первые упоминания о гомельских евреях в исторических документах относятся к середине XVII столетия.

Непосредственно после присоединения Гомеля к России в нем проживало 1909 человек, гомелянами считалось 1692 человека, остальные были пришлыми. Из общего количества населения 593 человека были евреями, т. е. около 32 % населения собственно города или около 24 % населения «Большого Гомеля».

До начала 1890-х годов Гомель был мелким уездным городом. Значительную часть его населения составляли евреи. В 1893 в городе жило евреев: 7164 мужчин и 7308 женщин (православных соответственно 6996 и 7295) (Памятная книжка Могилевской губернии на 1895 г. С. 386, 387). По всероссийской переписи населения 1897 г. в Гомеле насчитывалось 20385 евреев, что составляло около 55% всего населения города. Число это значительно увеличилось после изгнания евреев из Москвы в 1897 г., когда они из центра стали селиться в "черте оседлости". К 1911 г. оно достигло 30 708 человек (все население города тогда составляло 79 107 человек.

В 1897 в Гомеле имелись 1 синагога, 25 штиблех (хасидских молитвенных домов), еврейская мужская гимназия.

Численность еврейских семей в Гомеле в начале XX в. колебалась в промежутке от 3 до 8 человек, среднее количество равнялось 6 чел. Около 20% еврейских семей составляли семьи с одним ребенком, 13,5% — с двумя, 13. 7% — с тремя, 13% — с четырьмя, 11,4% — с пятью детьми.

Еврейское образование в Гомеле имело давние традиции. Еще в начале 60-х гг. XIX в. здесь работало казенное еврейское училище 1-го разряда, почетным блюстителем которого был Шлема Лейбович Утевский. Учителем еврейского закона и языка в этом училище был Соломон Давыдович Залманов, а учителем Библии и немецкого языка — Иосиф Самойлович Гликман.

В 1889 в Гомельском одноклассном еврейском училище занималось 78 мальчиков. С 1880 его почетным блюстителем был Цодик Нехамкин. С 1878 г. заведующим училища был Иосиф Самойлович Гликман, его помощником — Евна Фридман, а учителем приготовительного класса — Меер Скутельский. Через 13 лет — в 1902 в этом училище занималось уже 120 мальчиков. Почетным блюстителем этого заведения был купец 2-й гильдии Исаак Ловьянов. Из учительского коллектива поменялся только учитель приготовительного класса — Генах Шнирельман.

В то же время в Гомельской талмуд-торе под руководством Голомштока обучалось 120 мальчиков. В Гомельском уезде имелось 64 хедера, в которых обучалось 594 ученика.

В 1905-1906 учебном году в Гомельском одноклассном еврейском училище с подготовительным классом училось 150 мальчиков. В Гомельском женском 4-классном училище обучалось 360 девочек.

В 1907-1908 учебном году в Гомеле уже имелось 2-классное еврейское училище с подготовительным классом, в котором училось 200 мальчиков. Его почетным блюстителем был Гилярий Ловьянов. Заведующей училищем являлась Евна Шоломовна Фридман, а ее помощником — Мендель Иозефович. В Гомельской талмуд-торе занималось 152 мальчика. В учебном процессе были заняты заведующий Давид Гельманович Гальперн, учителя Эдра Корон, Виталий Бриль, Исаак Бинов.

Из частных учебных заведений города в начале ХХ в. выделялась частная мужская гимназия А.Е. Ратнера, открытая в 1907. Ее учредителем был доктор Аркадий Ефимович Ратнер, а преподавателями и учителями — Аркадий Полынковский, Григорий Абрамович, Мирон Скутельский, Иосиф Крошинский, Эмма Гальперина, Александра Рекох, Григорий Болотин, Михаил Волов, Марк Коген, Иосиф Креер, Клара Полоновская, Ганна Рабинович, Мария Ростовская, Генох Шнирельман. Помощником классного наставника являлся Моисей Школьников, а врачом — Семен Сыркин-Шкловский. В 1911 в частной еврейской мужской гимназии А.Е. Ратнера работало 27 преподавателей и обучалось 255 детей, преимущественно из мещан и торговцев. Среди выпускников этой гимназии был классик мировой психологической науки Лев Семенович Выготский.

Страница:  1  2  3  4 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы