Быт народа Украины

ПЛАН

Введение . 3

Быт и нравы древних народов Украины 4

Быт и нравы средневековой Украины . 8

Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине . 11

Заключение . 17

Список использованной литературы . 19 Введение

Предметом изучения в контрольной работе является предмет история Украины.

Объектом исследовани

я в работе являются особенности бытового уклада и обычаев украинского народа.

Целью исследования всестороннее изучение объекта на основе учебных и методических материалов, материалов монографий и периодических изданий.

Основными задачами служат следующие задачи:

· охарактеризовать уклад и обычаи древних представителей украинского народа;

· осветить условия быта в средневековье;

· описать основные характерные особенности жизни украинского народа после объединения Украины с Россией и в условиях развития капиталистического уклада.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян (до 100-200 отдельных племен).

Летопись сохранила следующие сведения о расселении племенных союзов: около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, по Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. В лесной зоне Среднего Приднепровья развивалось подсечное земледелие, в лесостепи Нижнего Приднепровья развивалось плужное земледелие.

Возделывали восточные славяне пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Хранили зерно в ямах - хранилищах, вмещавших до 5 т зерна. Урожай убирали при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. Выращивали огородные культуры: репу, капусту, морковь, свеклу, редьку; технические культуры: лен, коноплю. Основным орудием обработки почвы было рало, а позже - древнейший плуг с железным лемехом.

Другими важными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Разводили славяне свиней, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали волов и лошадей.

Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли. У восточных славян широко было развито кузнечное и литейное дело, а также они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.

Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделилось от земледелия. Выделялись специалисты: кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары.

Они селились в племенных центрах. Славяне лесного севера жили в маленьких городищах. Славяне лесостепи - в больших селах, тянувшихся по берегам рек на 1-1,5 км. Наряду с обычными жилищами (10-20 м2) строили большие дома-огнища - площадью 100-120 м2, предназначавшие для челяди. Поселения славян ограждались и постепенно из военных укреплений превращались в центры ремесла и торговли.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и рвом, наполненным водой, называлась кремлем или детинцем. К кремлю примыкали слободы - селения ремесленников, эта часть города называлась посадом. Древнейшие города чаще возникали на пересечении важнейших торговых путей.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян, и прежде всего походы на Византию. Участники этих походов получали часть военной добычи. Особенно значительной она была у военных представителей - князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя, складывалась особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также общественное ополчение (полк, тысяча). Современники отмечали храбрость, мужество, стойкость славян в боях, нетерпимость к угнетению, гостеприимство.

Древнейшей религией восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, наличие в пантеоне множества богов. На ранней ступени своего развития славяне верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов. Главными являлись божество вселенной - Род, божество солнца Даждьбог (у некоторых племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия - Мокошь, бог ветра - Стрибог. Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важнейших дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун - бог войны и грозы - становится главным богом славян. Священными считались домашний очаг или печь как символ семьи. Вообще вся природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов, которые еще не приняли "человекообразный" характер. В лесах "жили" лешие, в реках водяные, души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.

Другой круг веровавших относился к почтению умерших предков рода (щур), который признавался покровителем рода. С ослаблением рода, усилением роли семьи верили в дедушку домового, покровителя двора, помогающего или вредящего хозяйственному благосостоянию семьи. Широко был распространен обычай сожжения покойников с возведением над погребальным костром земляных насыпей - курганов. Иногда кости сожженного складывали в сосуд и ставили на придорожном столбе. Это был межевой знак и считалось, что он охраняет границы родового поля или дедовской усадьбы.

Сближению родов, кроме развития торговли, хозяйственной деятельности, расселения, способствовали браки. При многоженстве существовало умыкание - низшая форма брака, после умыкания отношения восстанавливались венцом (выкупом). Выкуп перерос в продажу невесты. Акт насилия заменился сделкой, сопровождавшейся хождением зятя по невесту. Существовала и другая форма - привод невесты к жениху (отсюда - брать замуж и выдавать замуж). Приданое невесты - это правовое, имущественное отношение дочери к имуществу семьи. Семейное имущество делилось только между сыновьями, но они должны были выдать сестру замуж.

Страница:  1  2  3  4 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы