Основные тенденции развития арабских средств массовой информации

Арабские СМИ, являясь неотъемлемой частью современного общества, отражают и те проблемы, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока и Севера Африки. Отсутствие единства негативно сказывается не только на развитии стран Арабского Востока. То же можно сказать и о средствах массовой информации, которые раздираемы противоречиями и желанием во что бы то ни стало уязвить другую сторону в лице

западных коллег, действуют подчас в ущерб себе. Это ныне практически обыденное явление в отношениях между арабскими и западными СМИ, когда обвинения в шпиономании следуют как с одной, так и с другой стороны. Многочисленные интервью с представителями американской администрации на арабском телевидении стали представлять собой нечто среднее между игрой в теннис и игрой в поддавки.

Демонстрация арабскими телеканалами кадров, на которых запечатлен ход военной кампании в Ираке, во многом способствовала росту антиамериканских настроений в странах арабского Востока. В свое время Дж.Буш в одном из выступлений назвал арабские СМИ «ненавистной пропагандой». В качестве шага, призванного организовать противодействие этой пропаганде, можно расценить решение предоставить все возможности для успешной работы нового телеканала под многозначительным названием «Аль-Хурра», что означает в переводе с арабского «свободный», который вышел в эфир 14 февраля 2004 г.

Главной целью создания телеканала является изменение негативного отношения к Соединенным Штатам со стороны стран арабо-мусульманского мира. В «войне за сердца и умы» арабских зрителей создатели «Аль-Хурра» в первую очередь стремятся одержать победу над такими давними конкурентами американских телекомпаний на ближневосточном рынке масс-медиа, как «Аль-Джазира» и «Аль-Арабийя». AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

«Очевидно, что администрация чувствует потребность донести американское послание мусульманскому миру с учетом тех изменений, которые произошли после начала войны против терроризма. Ближний Восток может и дальше относиться со скептицизмом ко всем инициативам, имея для этого все основания. Мы должны убедить его в том, что готовы представить нечто большее, чем лишь обычное послание», – заявил в интервью «Вашингтон Таймс» Чарльз Пена, ведущий исследователь оборонной политики Института Като (США)1.

Появление «Аль-Хурра» на медийном рынке отчасти негативно отразилось на вещании таких известных радиостанций, как «Голос Америки», «Радио Свобода», «Радио Свободной Азии», поскольку в сфере интересов новой телестанции те же темы и тот же охват аудитории, который имеют перечисленные радиостанции.

Все выпуски программ выходят в свет после одобрения Совета, в который входят представители редакционной коллегии и американской администрации. Однако представитель руководства телестанции Джо О’Коннел заявил, что в дальнейшем редакционная коллегия намерена дистанцироваться от требований американской администрации. Многие ожидают, что и радиостанция «Сава» в скором времени предпримет схожую попытку избавиться от опеки властей. Эта радиостанция была создана в 2002 г. Особенно высокий рейтинг (42%) эта радиостанция имеет среди молодежи (от 15 до 29 лет), проживающей в странах Ближнего Востока. Этот довольно высокий рейтинг радиостанция приобрела за счет того, что из одного часа эфирного времени 55 минут приходится на англо- и арабоязычную популярную музыку, а оставшиеся 5 минут идут на информационные блоки, которые сродни телеграфным сообщениям.

Выход в эфир телеканала «Аль-Хурра» сразу вызвал язвительные комментарии со стороны практически всех ведущих СМИ Ближнего Востока. Газета «Аль-Кудс аль-Араби» крайне негативно отреагировала на начало работы этого нового арабоязычного телеканала2. Корреспонденты газеты отметили прежде всего непрофессионализм своих американских коллег в представлении информации. Ими было отмечено, что этот спутниковый канал напоминает те, что действовали в период холодной войны как со стороны Советского Союза, так и стран Запада. Первым гостем телеканала «Аль-Хурра» стал президент Дж.Буш, которого принимали так, словно он является одним из арабских лидеров. В ходе беседы с американским президентом журналист телеканала предпочел избежать неприятных президенту вопросов о существовании иракского оружия массового уничтожения и т.п.

Большинство критических замечаний характеризует то недоверие, с которым относятся к информации данного телеканала арабские зрители. Корреспондент иорданской газеты «Джордан Таймс» отметил, что «сладкоголосые речи и приятные глазу заставки не могут затмить реальность, которая такова: практически 37 лет израильской оккупации, хаос в Ираке и т.п. При этом все эти явления следует отнести к результатам американской внешней политики. Это настолько очевидно, что зрителям остается только позаимствовать и произнести расхожее в американском жаргоне словечко – «Уау»3

Эмиратская газета «Аль-Халидж» утверждает, что деятельность «Аль-Хурры» «не отличается от военного, политического и экономического вторжения… Если бы американская политика в регионе была продуманной и убедительной, то они не обратились бы к косметическому ретушированию ее образа»4.

«Негативная реакция в арабской прессе на начало работы телеканала «Аль-Хурра» связана с тем, что его (канал) воспринимают как средство для «промывки мозгов» арабскому населению. Вместе с тем необходимо отметить, что это не говорит в пользу нации, которая испугалась какой-то спутниковой станции вне зависимости от того, на чьи деньги она финансируется и чьи взгляды отражает. Уверенная в собственных силах нация посчитала бы появление подобного канала как добавление нового цвета к спектру ее свободы», – утверждает авторитетная арабоязычная газета «Аш-Шарк аль-Аусат», которая издается в Великобритании5.

Характерные вопросы, которые задавались многими арабскими наблюдателями, были отражены в статье Рами Хури, опубликованной в ливанской газете «Дейли Стар»: «Аль-Хур-ра» станет очередным интересным и дорогим проектом, построенным на обмане. Откуда они будут получать свои материалы? До каких пор будет продолжаться подобное издевательство?»6 Сирийское издание «Тишрин» также не осталось в стороне от обсуждения данного вопроса: «Эта станция является частью проекта повторной колонизации арабской Родины, которую пытаются осуществить США, используя политику «кнута и пряника»7.

Между тем были и те, кто приветствовал появление новой телестанции не столько потому, что были рады продвижению улучшенного имиджа США в странах Ближнего Востока, столько потому, что просто одобрили создание нового средства массовой информации. Большинство наблюдателей единодушны в том, что проблема состоит не в том, что возникла новая телестанция, а в сути американской внешней политики в отношении стран арабского мира, которую эта станция пропагандирует.

Важно отметить, что деятельность телеканала «Аль-Хур-ра» и радио «Сава» является предметом пристального внимания со стороны комиссии по международным отношениям и терроризму Комитета по международным отношениям Сената США. В рамках работы данного комитета неоднократно были заслушаны доклады, посвященные не только деятельности вышеупомянутых СМИ, но и других печатных и цифровых источников информации ближневосточного региона8.

Страница:  1  2  3  4  5 


Другие рефераты на тему «Журналистика, издательское дело и СМИ»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2019 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы