Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Политические и правовые учения в России первой половины XIX в. 3

2. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского 4

3. Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля 5

4. Просветители и их политико-правовые взгляды 7

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13

Активизация общественной политич

еской жизни в России является следствием Отечественной войны 1912 г., а также, участия русской армии в военных действиях на территории Европы.

С возвращением в Россию прогрессивная часть русского общества стала задумываться над несовершенством политического устройства государства. На фоне жесткой политической цензуры со стороны монархии в стране наблюдается активизация деятельности тайных обществ, целью которых является изменение существующего политического режима – отмену самодержавия, включение передовой части общества в управление государством и отмену крепостного права.

Огромное влияние на политические процессы первой половины XIX в. произвела Французская буржуазная революция.

Основные политические и правовые учения этого периода характеризуются попытками улучшить состояние общественной и политической жизни в стране, находившейся в кризисе.

Указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора – В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

2. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского

Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований – «Введение к уложению государственных законов». По этому проекту основой государственного устройства России должен был стать принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную - сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной становился Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет – совещательный при государе.

Население России предполагалось разделить на три сословия – дворянство, среднее состояние, народ рабочий, - которые получали гражданские права, а два первых – политические.

Преобразования начались с реформирования государственного аппарата. В 1810 году вместо Непременного совета был создан Государственный совет в составе 35 высших сановников. Началась реорганизация министерской системы: все министерства имели единообразную структуру и действовали на принципах единоначалия.

Деятельность Сперанского вызвала негодование дворянства, поскольку, одной из целей реформ является отмена крепостного права. Не устраивали дворян и планы ограничения самодержавия. Александр I, понимая, что недовольство его внутренней политикой охватило широкие круги общества, в условиях обострения внешнеполитической обстановки, в 1812 году уволил Сперанского в отставку.

3. Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля.

Первая декабристская организация Союз спасения, организована в начале 1916 г. Активное участие в создании принял Никита Михайлович Муравьев[1]. Первоначально лидерами движения рассматривалась возможность покушения на царя, однако впоследствии это решение было пересмотрено. В то время, когда Союз спасения трансформируется в Союз благоденствия, впитывая в себя более мелкие образования, среди декабристов назревает раскол. К 1921 г. в стране образовалось Северное общество, поддерживающее сохранение в стране монархии, в ограниченной, конституционной форме, одним из лидеров которого является Н.М. Муравьев и Южное общество, лидером которого был Пестель П.И.[2] – рассматривающее республиканское государственное устройство России.

При создании Конституционного проекта Н.М. Муравьевым отдельными учеными рассматривается прозападная его направленность[3]

Россия здесь представлена как конституционная монархия, созданная по федеративному принципу. Предусматривалась свобода слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, а также уничтожение крепостного права. Земля оставалась в собственности землевладельцев. Крестьянам переходил усадебный участок размером две десятины на двор в порядке общинного владения[4]. Н.М. Муравьев оговаривает безусловное уничтожение крепостного права, старого суда, военных поселений, рекрутчины[5]. Для осуществления избирательных прав предполагается высокий имущественный ценз (наличие движимого или недвижимого имущества на 500 руб., а лицам, избираемым на общественные должности, на еще большую сумму[6]), который практически исключал из активной политической жизни страны все трудовое население.

«Русская правда» получила свое название в память древнего законодательного свода Киевской Руси[7].

«Русская правда»[8] была более радикальным проектом, так как предполагала более решительную и последовательную отмену феодальных основ политического и социально-экономического устройства России.

Предусматривалось уничтожение самодержавия, крепостного права и провозглашение республики.

Высшим законодательным органом по «Русской правде» являлось Народное вече, состоящее из народных представителей. Высшим исполнительным органом – Державная дума. Избирательное право получали мужчины по достижения 20 летного возраста.

Провозглашались гражданские права и свободы такие как: свобода слова, печати и вероисповедания. Уничтожались социальные привилегии и утверждалось равенство всех граждан перед законом.

4. Просветители и их политико-правовые взгляды

В середине 18 века в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями экономического, социального и политического развития страны. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможности дальнейшего экономического и промышленного развития России. Наиболее полное выражение взгляды просветительства получили в произведениях С.Е. Десницкого.

С.Е. Десницкий (1740-1789) происходил из мещан украинского города Нежина. Он закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую Академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговский университет. Затем он защитил диссертацию по римскому праву, получив степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становиться профессором юридического факультета Московского университета. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложены радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве.

Страница:  1  2  3 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы