Древний Рим. Путь к мировому господству

ПЛАН

Введение

Ранний Рим

Римская республика (III – II вв.)

Римские завоевания в III – II вв.

Экономическое развитие

Римская империя в период высшего могущества

Усиление императорской власти

Траян

Адриан

Правление Антонинов

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Рим возник как один из земледельческих, пастушеских полисов на ю

жной периферии этрусского мира. На протяжении VI в. до н.э. он был подчинен этрускам. Немногочисленные памятники этого периода являются составной частью цивилизации этрусского типа. Затем медленная, но настойчивая экспансия Рима, стоящего на стыке двух великих италийских цивилизаций (этрусков и великой Греции), приводит Рим не только к освобождению, но и к занятию господствующего положения в Центральной Италии.

В течение III в. до н.э. Рим утверждается как главенствующая сила, подчинившая себе весь Апеннинский полуостров, включая исчерпавшую свой исторический потенциал Этрурию и большинство полисов Южной Италии. К концу III в. до н.э. Рим становится великой средиземноморской державой. Сокрушив в течение последней четверти iii и первой половине II в. до н.э. Карфаген, Рим оказывается господствующей силой в Центральном и Западном Средиземноморье. Во II и I вв. до н.э. Рим подчиняет себе богатые области эллинистической Греции, Египта и Малой Азии.

В течение I в. до н.э. складывается великая римская латиноязычная литература, закладываются основы собственно римского изобразительного искусства и архитектуры.

На рубеже старой и новой эры Рим превращается в крупнейшую мировую державу. Старое полисное устройство вступает в противоречие с теми задачами, которые должны были решаться в огромном рабовладельческом государстве. На смену полисному республиканскому строю приходит империя. Так, с I в. н.э. начинается последний завершающий этап развития античного Средиземноморья.

РАННИЙ РИМ

Центр будущей великой державы Рим вырос в Лации, на левом берегу Тибра, в его нижнем течении. Место это было заселено с глубочайшей древности, о чем свидетельствуют находки палеолитических орудий ашельского типа и черепа неандертальского человека. Гораздо больше известно о жизни здесь в эпоху бронзового века. Рим входил в ареал распространения апеннинской культуры, что доказывается находками типичной апеннинской керамики, сделанной от руки из грубой глины. Это килевидные чаши, сосуды с ручками, украшенными сверху подобием рожек. О жилищах того времени можно судить по аналогии с селениями, открытыми неподалеку в Этрурии, в местечке Луни. Они представляли собой круглые и овальные хижины, пол которых находился ниже уровня земли. В отличие от северных жителей эпохи бронзового века, террамарцев, апенницы хоронили своих усопших, не сжигая их. Разные способы погребений могут объясняться либо преобладанием разных племен, либо влиянием на апеннинцев чужеземных традиций. Во всяком случае, невозможно отбросить тот факт, что вся Южная Италии находилась во второй половине и особенно в последней трети II тыс. до н.э. в сфере культурного влияния ахейских греков. Знаменательно, что в последнее десятилетие археологи обнаружили незначительные фрагменты микенской и микенского типа керамики в Средней Италии, т.е. В Южной Этрурии, Умбрии, Кампании и в самом Риме.

Территория будущего Рима была в древности постоянно заселена не случайно. Она очень удобна. Река здесь еще судоходна, в устье ее добывалась соль; в низинах наряду с болотами были сочные луга, холмы покрыты дубовыми, лавровыми рощами, ивовыми зарослями, земли достаточно плодородные. Как по всей зоне Лация и Тосканы, здесь выращивали издревле ячмень и пшеницу, горох и бобы, виноград, огородные культуры и лен. Можно думать, что еще в конце II тыс. до н.э. земледелие стало пашенным.

Особое значение имело скотоводство. Судя по остеологическим остаткам, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, коней и ослов. Одни из ворот на Палатине назывались Porta Mugionis, т.е. Ворота мычания. Днем основания Рима считалось 21 апреля. В этот день праздновали Палили, или Парили, посвященные пастушескому божеству Палес. Вообще римляне были убеждены в том, что их далекие предки были пастухами. Скот испокон веков был важнейшим видом богатства и превратился позднее в мерило стоимости. Не случайно и латинское название денег (pecunia) происходит от слова "скот" (pecus).

Развивалось в Риме и ремесло. Очень древними его видами были гончарство и ткачество. Об этом говорит обилие посуды в погребениях апеннинской и особенно начала царской эпох, а также веретенец. Много найдено бронзовых лопаточек, бритв, фибул, оружия, что свидетельствует о знакомстве с металлообработкой. Археологический материал позволяет говорить об усовершенствовании ремесленной техники на протяжении VIII – VI вв. Сосуды становятся разнообразней и изящней, глина – тоньше.

Прогрессирует строительное дело, изменяется облик Рима. В начале царской эпохи он состоял из поселений, застроенных круглыми хижинами, обведенными канавками для стока воды, с окнами и дверью, обозначенной по обеим сторонам круглыми или веретенообразными колоннами. Рим превратился в город с оборонительной стеной, храмами и домами на каменном фундаменте только в VI в. до н.э. и это изменение облика города связано с изменениями в производстве и в обществе.

Античные авторы, прежде всего Цицерон, Дионисий Галикарнасский и Тит Ливий, ошибочно представляли себе Рим того времени уже сложившимся государством, а Ромула – учредителем всех основных социальных и политических институтов. На самом деле, римский народ состоял тогда из многих естественно сложившихся родов. По традиции их насчитывалось сначала 100, а после римско-сабинского синойкизма – 200. род состоял из патриархальных, точнее – отцовских, семей, называющихся familia. Род производственной ячейки не составлял, но сообща занимался трудовой, хоть и непроизводительной, деятельностью. Это был труд войны. Пережиточно такого вида деятельность и взаимопомощь оставались функцией рода и гораздо позднее, в эпоху Ранней республики. Признаки, характеризующие римский род, заставляют нас видеть в нем не просто родственников, а именно общину, т.е. социально-экономическую ячейку.

Кроме родов, в начале царского времени существовали в Риме и другие социальные группы, т.е. 3 трибы и 30 курий, якобы введенные Ромулом, но в действительности естественным образом сложившиеся. Слово "курия" означает "союз мужей"; "триба" - "племя". Анализ деятельности курий, описанных античными писателями Дионисием Галикарнасским, Варроном, показывает, что членами курий, в самом деле, были только взрослые мужчины, члены римских родов.

Отношения зависимости затрагивали не только клиентов, в Риме уже появились рабы. Упоминаний о рабах у античных писателей для этого времени очень немного. В сообщениях античных писателей существуют косвенные свидетельства. Они касаются религиозных верований и культов. Римляне были очень консервативны и скурпулезно придерживались установлений предков, особенно в том, что касалось религиозной сферы. Вот почему эта часть традиции является наиболее надежной, достоверной. Она содержит описание обрядов и празднеств, справлявшихся в эпоху Республики и даже Империи. Так, например, аргейские обряды заключались в ежегодном сбрасывании в Тибр соломенных чучел. Во время праздника рыбаков богу Вулкану приносили в жертву живых рыбок вместо людей. В празднование Компиталий на перекрестках вывешивались куклы и чучела мужчин и женщин в таком количестве, которое соответствовало числу рпбов и детей, чтобы подземные боги, удовольствовавшись изображениями людей, пощадили живых. Из этих и подобных сообщений следует, что некогда римляне приносили в жертву людей, но потом отказались от этого обычая.

Страница:  1  2  3  4  5  6 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы