Становление и развитие казахской Советской государственности

Содержание

1. Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых обычаев

2. Становление тоталитарной системы в Казахстане

3. Преобразование КаССР в союзную Республику. Коституция КазССР в 1937 году

Список использованной литературы

азия советский тоталитарный

У народов средней Азии и Казахстана, в первые годы Советс

кой власти сохранились еще отдельные пережитки патриархально-феодальных отношений.

Общественные организации и органы Советской власти в Казахстане повели борьбу с такими пережитками патриархального родового быта, которые стали помехой в осуществлении задач упрочнения Советского государства. Об этом свидетельствует, в частности, перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих преступлений выступают либо государственное управление (при совершении куна и барымты, присвоения административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство). Поэтому не случайно, начиная с 1919-1920 годов, на всех съездах, конференциях и собраниях трудящихся Казахстана с большой остротой ставятся вопросы борьбы с вредными пережитками старого общества, отмены наиболее реакционных форм адата и шариата.

На 1 Учредительном съезде Советов Казахстана особый интерес вызывало обсуждение вопроса об организации советской юстиции и реформе суда. При решении данного вопроса съезд положил в основу указания Декларации КАССР: "Народную юстицию построить в точном соответствии с опытом народного суда Советской России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей Декларацией". Выражая волю казахских трудящихся, которые хотели сохранить некоторые обычаи, съезд указал, что на территории Казахстана при решении народные суды должны руководствоваться не только имеющимися законоположениями, но и обычаями казахов и других народностей, но в той мере, в какой эти обычаи не противоречат основным принципам Советской власти.

Учредительный съезд Советов КАССР, руководствуясь положениями брачного, семейного и опекунского права РСФСР 1918 года в своей резолюции записал: В целях раскрепощения киргизской женщины и борьбы с многоженством необходимо предоставить ей полную свободу при вступлении в брачный союз, который должен быть основан на добровольном обоюдном согласии их. Брак должен быть огражден от всякого постороннего давления и принуждения; свободный от каких-либо соображений или интересов материального свойства родственников. Брачный возраст был установлен для лиц мужского пола - 18, а для женского - 16 лет. Юридическую силу имел лишь гражданский советский брак. Была установлена свобода развода, калым лишился судебной защиты.

Эти решения и стали юридической базой в борьбе с пережитками прошлого. Декрет ЦИК и СНК КАССР "Об отмене калыма", изданный в 1920 году, осуществился лишь после принятия и введения в действие главы IX УК РСФСР 16 октября 1924 года". Ст.230: Уплата калыма (выкупа за невесту, вносимого по обычаям коренного населения КАССР женихом, его родителями или свойственниками-родителями, родичами или свойственниками невесты, - скотом, деньгами или другим имуществом и устанавливающего против ее воли обязательство выдавать невесту замуж именно за этого жениха) - карается лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года. В данном кодексе предусматривалось и наказание должностных лиц, соучастников преступления. Каралось также и принятие калыма штрафом в размере калыма. Таким образом, правовой основой для нормотворчества, направленного на ликвидацию калыма и других патриархальных институтов обычного права, явились акты Учредительного съезда Советов КАССР 1920 года, которыми были закреплены основные принципы семейно-брачных отношений - свобода вступления в брачный союз.

Декрет об отмене калыма впервые в истории казахского народа объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением.

17 января 1921 года СНК КАССР утвердил Декрет «О брачном праве киргиз», в основу которого были положены первые декреты и Кодекс законов о браке, семье РСФСР. Документ этот законодательно закрепил равноправие супругов в семейно-брачных отношениях, отменил нормы обычного права, допускавшие похищение девушек (умыкание) для последующего вступления с ними в брак, обычай, по которому вдовы (жесир) признавались наследством умершего мужа или целого рода.

Вслед за декретом «О брачном праве киргиз» 9 ноября 1921 года издается Декрет Совнаркома КАССР «О наказуемости многоженства», где наряду с отменой этого вредного обычая определяются и меры наказания уголовно-правового характера за его совершение. Например, ст. 1 гласит, что лица, виновные в многоженстве, наказываются заключением в доме лишения свободы на срок до одного года, наказывалась и женщина, если она заведомо добровольно вступает в брак с мужчиной при наличии супружества последнего, с другими женщинами .

После обнародования декрета «О брачном праве киргиз» особенно увеличилось количество дел о разводе. В большинстве случаев инициативу проявляли сами женщины-казашки, мотивируя просьбу тем, что они были насильно выданы замуж. Это было закономерным явлением, ибо по адату и шариату право развода имел только муж.

Одним из самых распространенных институтов казахского обычного права был кун.

Наряду с разрешением проблемы брака и семьи Всеказахский Учредительный съезд Советов особое внимание уделял вопросам борьбы с преступлениями, связанными с такими пережитками, как кровная месть, кун, барымта, нападение рода на род и др.

9 декабря 1920 года Совнарком Казахстана во исполнение решений Всеказахского Учредительного съезда Советов издал декрет «Об отмене куна». Так началась борьба за ликвидацию пережитков кровной мести, запрещены были как уплата, так и принятие куна. Договоры и сделки об уплате куна лишались судебной защиты.

В одном ряду с куном стояла барымта. Оба эти института обычного права являются пережитками патриархально-родовых отношений.

В дореволюционном Казахстане барымта имела весьма широкое распространение. Барымтование происходило между родами и было основным источником родовой вражды. Причем вражда эта иногда длилась несколько лет, нанося огромный ущерб народу.

В первые же годы Советской власти наиболее сознательная часть населения день за днем начала понимать всю пагубность барымты, выгодность ее только феодалам и баям и активно вступила в борьбу по ее ликвидации.

Учитывая все это, Всеказахский Учредительный съезд Советов осудил барымту как реакционный институт кaзахского обычного права.

Для пресечения барымты ЦИК Казахстана 10 ноября 1921 года принял постановление о борьбе со скотокрадством. Виновные в совершении указанного преступления подвергались лишению свободы за кражу государственного, общественного и личного имущества. В документе выделялись наиболее опасные формы хищения, в отношении которых предусматривались повышенные меры наказания и особый порядок их рассмотрения.

Страница:  1  2  3 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы