Реформация в Швеции

Швеции проведение Реформации относится к 1527—1544 гг. В отличие от Норвегии и Исландии высшее католическое духовенство стремилось здесь к унии с датским королем, а сторонники Реформации деятельно участвовали в борьбе за независимость страны.

Швеция в начале XVI в. представляла собой страну с отсталым сельским хозяйством и незначительным городским населением. Единственными отраслями шведс

кой промышленности, имевшими к тому же международное значение, были горное дело и металлургия. Все крестьяне были лично свободны, а повинности большинства из них — довольно умеренны. Подати и оброки в основном взимались в виде поставок зерна, масла, скота, железа, леса. Еженедельную барщину несли только те держатели, которые жили близ господских хозяйств, но таких хозяйств было мало и они имели небольшие размеры. Жизненно важное значение для шведских, как и для датских, крестьян имела сельская община с ее принудительным распорядком полевых работ, совместным пользованием лесами и пастбищами и даже подчас с переделами. В XVI в. в Швеции сохранялись остатки натурального хозяйства. Часть королевских чиновников получала жалованье натурой. Даже в XVII в. внутренняя торговля часто носила характер натурального обмена. Однако уже в XVI—XVII вв. усилило свою деятельность шведское купечество, главным образом Стокгольма, единственного значительного города страны. Крупные скупщики все чаще проникали в горное дело и металлургию, экономически подчиняли себе мелких производителей. С конца XVI в. иностранные, особенно голландские, купцы стали закупать у шведских крестьян и дворян масло, скот, необработанное железо и другие товары.

Еще на рубеже XV — XVI вв. шведам в кровопролитных войнах приходилось отражать упорные попытки датских королей восстановить Кальмарскую унию Дании со Швецией. В последний раз такая попытка удалась в 1518—1520 гг. датскому королю Кристиану II, жестоко расправившемуся со своими противниками из числа шведской знати и горожан (чСтокгольмская кровавая баня» 1520 г.). Однако террор лишь ненадолго продлил датское господство. Крестьянское восстание против ино­земных поработителей началось уже в 1521 г., выдвинуло вождем Густава Эрикссона и быстро распространилось на всю страну. В августе того же года в Вадстене Густав был избран правителем Швеции. Чтобы ускорить достижение победы, в 1522 г. он вступил в переговоры с другим противником Дании — крупнейшим ганзейским городом Любеком. Любекское правительство, заинтересованное в сокрушении Кристиана II, притязавшего на балтийское господство, заключило союз со Швецией. Сильный любекский флот двинулся к датским проливам. Кристиан вынужден был заняться защитой собственной страны и не мог оказать серьезной помощи своим войскам и сторонникам в Швеции. К концу 1522 г. почти вся Швеция была освобождена от датчан, удерживавших только три главные морские крепости — Стокгольм, Кальмар и Эльвсборг. Весной 1523 г. датский король, ослабленный неудачами в Швеции, был свергнут крупными феодалами в самой Дании, и бежал в Голландию.

В июне 1523 г. шведский риксдаг в Стренгнесе объявил Кристиана II низложенным, а ненавистную унию с Данией — расторгнутой. Швеция вновь обрела независимость. 6 июня 1523 г. риксдаг избрал главой государства — королем — руководителя национального движения, правителя страны Густава Эрикссона под именем Густава I Ваза.

Первые годы существования молодого государства проходили в сложных условиях непрекращающейся внутренней борьбы. Остро ощущался недостаток средств — Любек все настойчивее требовал уплаты долга, деньги нужны были на содержание войска и другие государственные нужды. В этой ситуации Густав Ваза нашел единственно правильный путь для решения назревших проблем — путь, который позволил ему получить, прочную поддержку основных социальных сил страны. Густав начал реформу церкви и с этой целью в 1527 г. вновь созвал риксдаг в Вестеросе, сыгравший важную роль в укреплении шведского национального государства.

К этому времени вселенская католическая церковь стала тормозом на пути образования централизованных национальных государств, в частности в Швеции. Католическим епископам и монастырям принадлежали крупные земельные владения, фактически не подвластные шведскому правительству; во владениях «князей церкви»- высились мощные стены епископских замков, имелась своя военная сила — отряды вооруженных вассалов и наемников. Шведские прелаты долго поддерживали датскую власть, вступив в острый конфликт с основными сословиями Швеции, что сильно подорвало престиж католической церкви в стране.

Важное значение католической церкви в шведской политической жизни XV — начала XVI в. обусловливалось и ее экономическим могуществом. Путем дарений, завещаний, покупок в руки церковных феодалов перешло множество земель шведских дворян. Ко времени ликвидации Кальмарской унии церковь стала самым крупным землевладель­цем в стране, обладая таким же количеством земель, что и все шведское дворянство в целом.

В церквях и монастырях постепенно сосредоточились крупные движимые ценности — золотая и серебряная утварь, дорогие иконы, серебряные статуи святых и т.д. Тем самым большие средства, собиравшиеся с населения, изымались из обращения, правительство же постоянно ощущало острый их недостаток.

Охватившее церковников в XV — начале XVI в. стремление к обогащению способствовало падению авторитета католической церкви в широких слоях населения. Богослужение, производившееся полностью на латинском языке, было непонятно, поэтому идейное влияние церковной службы на массы было невелико.

В реформе церкви в Швеции было заинтересовано, прежде всего, дворянство. Оно хотело получить земли, скопившиеся в руках церкви, особенно перешедшие за последние десятилетия во владения монастырей. Городское сословие было заинтересовано в создании «дешевой» церкви, не стремящейся к обогащению и не обременяющей поборами население. И даже передовая часть духовенства, видевшая упадок католической церкви, хотела «очистить» церковь от ее пороков, отказаться от накопления имущества, сосредоточить всю свою деятельность на выполнении чисто духовной миссии.

Как известно, борьба за реформу католической церкви развернулась с 10-х годов XVI в. в Германии, где в 1517 г. в Виттенбергском университете открыто выступил с призывом к реформации Мартин Лютер. Там же, в Виттенберге, учился молодой швед Олаус Петри (1493—1552), ставший ревностным последователем нового учения. Вернувшись на родину, он стал первым проповедником лютеранства в Швеции. За ним последовали и другие священники в разных местах Швеции.

Ослабление позиций католической церкви после 1523 г. облегчило проповедь реформации. Олаус Петри, его брат Лаврентий Петри, Лаврентий Анд-реэ и их ученики энергично проповедовали лютеранство. Король покровительствовал их деятельности: Олаус Петри был переведен в Стокгольм и назначен «городским писцом» (секретарем городского управления), а в главном столичном соборе ему была предоставлена проповедническая кафедра. Благодаря деятельности Олауса Петри и его последователей лютеранство быстро распространилось в кругах столичного бюргерства. В соответствии с учением Лютера богослужение в стокгольмских церквях с 1525 г. стало вестись по-шведски. Прихожане понимали весь ход богослужения и активно участвовали в нем чтением молитв и пением псалмов. В 1526 г. был завершен перевод на шведский язык Евангелия; в том же году оно было опубликовано.

Страница:  1  2  3 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы