Политический портрет М.А. Бакунина

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические взгляды М.А. Бакунина

Глава II. Политическая деятельность Бакунина в России

Заключение

Список литературы

Введение

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Искренняя и страстная вражда ко всякому угнетению и готовност

ь жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к нему симпатии многих революционно и демократически настроенных людей.

Биография Бакунина необычна. Он родился 18 (30) мая 1814 г. в семье тверского помещика, принадлежавшего к древнему дворянскому роду, в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии. Здесь он получил свое начальное образование и воспитание. Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании М. А. Бакунина. Разве что "скверность характера" связывает молодого Мишеля, "примиряющегося с действительностью", с будущим теоретиком и деятелем "социальной ликвидации".

По настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдал экзамены и поступил в Петербургское артиллерийское училище. Однако свободолюбивая натура молодого дворянина не давала Михаилу Александровичу покоя: в 1834 году он был отчислен за дерзость начальнику училища.

Затем он служил в артиллерийских частях, но довольно скоро почувствовал, что образ жизни и карьера военного офицера – не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой – в 1835 году самовольно оставил службу, из-за чего едва не подвергся аресту за дезертирство.

Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию и провел их большей частью в Москве. Михаилу Александровичу был 21 год, когда он стал участником литературно-философского кружка Станкевича, где принимал активное участие в обсуждении философских вопросов, интересовавших тогда русскую передовую интеллигенцию, и где Бакунин познакомился с В.Г. Белинским и А.И. Герценом.

Николай Владимирович Станкевич, российский общественный деятель, философ и поэт, видел главную силу исторического прогресса в просвещении, а основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду идей гуманизма.

Виссарион Григорьевич Белинский стремился создать литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля); поставив на первое место критику существующей действительности, он разработал принципы натуральной школы — реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н.В. Гоголя.

Александр Иванович Герцен, российский революционер, писатель, философ, в своих философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Он остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848).

Общество молодых революционеров не могло не влиять на взгляды Бакунина. Под воздействием критики существующей действительности и крепостнического строя Михаил Александрович убедился в несовершенстве устройства Российской империи и в необходимости безотлагательного переустройства общественного строя. Позднее он, разделяя убеждения Станкевича, считал основной задачей интеллигенции пропаганду своих спасительных идей в народе, который и сможет свершить тот переворот, который установит совершенный порядок в государстве.

Однако М.А. Бакунин остался чужд передовым революционно-демократическим воззрениям того времени. Под влиянием Станкевича Бакунин заинтересовался Кантом и Фихте, а также философией Гегеля, и был по своим философским взглядам идеалистом-гегельянцем. Немецкие философы Кант и его последователь Фихте утверждали центральный принцип этики, основанной на понятии долга, - категорический императив (выражает существо морального закона, причем имеет характер безусловного принуждения: «я должен что-то совершить»).

Содержание категорического императива раскрывается Кантом в целом ряде разнообразных формулировок, которыми, скорее всего, руководствовался и Михаил Александрович: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой всеобщего законодательства», «стань достоин счастья», «содействуй осуществлению высшего блага», «относись к другому человеку не только как к средству, но всегда также и как к цели» и т. д.

Все формулировки категорического императива связаны между собой и акцентируют различные стороны свободы и человеческой личности как высшей ценности сущего. Немецкий философ Гегель считал, что история — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Свободолюбивые, прогрессивные положения этих немецких философов занимают важное место в складывающейся теории обновления государства Михаила Александровича Бакунина: он, будучи убежденным гегельянцем, истолковывает в это время действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа.

В 1840 он выехал за границу, жил в Германии, Швейцарии и Франции. В Германии слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском университете. Здесь он познакомился с левыми младогегельянцами, в частности с Арнольдом Руге, а позже – с коммунистом-утопистом Вейтлингом и революционером-демократом поэтом Г. Гервегом. Активно включившись в революционную деятельность, Михаил Александрович занимает в это время позиции революционного демократизма просветительского толка; постепенно отказывается от философии «метафизики», целиком переключаясь на практику революционной борьбы.

Формирование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием декабристов, поэтому уже в первых его работах проглядывает самостоятельное политическое мышление. В 1842 в журнале А. Руге «Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства» Бакунин опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой признал необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть».

В Цюрихе он познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. В феврале 1844 русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен к ссылке в Сибирь.

Живя в Париже, Бакунин сблизился с П.Ж. Прудоном, пропагандирующим анархистскую теорию «ликвидации государства», познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». С середины 1840-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В 1848 г. написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы