Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.

Введение

Проблема Просвещения в Чешских землях в качестве самостоятельной проблемы долгое время не рассматривалась, поскольку само распространение здесь идей Просвещения считалось лишь следствием заимствования западной общественной мысли. Идеологические процессы, связанные с генезисом просветительской мысли в Чешских землях крайне сложны и многоплановы. Разногласия между разными уч

еными существуют по вопросам времени зарождения идей Просвещения, периодизации развития этих идей и даже собственно их существования в Чехии, о чем говорилось выше. Так основной период господства просветительских идей И. Клабоух относит к 1750 – 1780гг., выделяя т.н. терезианский (50-60е гг.) и йозефинский (70-80гг.) этапы. Время предшествующее этому, он оценивает как период распространения взглядов, подготовивших усвоение просветительских доктрин. Э.Винтер склонен отодвигать начало просветительского этапа вт. пол. 17в., связывая его с именем М. Марция (1595 – 1667), В. Магни (1586-1661), отчасти с Б. Бальбиным и его кругом, а для н. 18 в. – с деятельностью Ф.А. Шпорка. По мнению Винтера духовное развитие чешских земель эпохи раннего просвещения прошло 3 этапа: до 1700г., 1700-1749гг., 1749-1770 гг. Мыльников считает, что если критерием взять внутреннюю закономерность эволюции идеологии, то в истории развития Просвещения в Чешских землях можно выделить 4 этапа: первичное ознакомление с нею чешского общества, последующее усвоение и переработка того, что наиболее созвучно данной среде, - этап раннего просвещения, который привел к расцвету просветительских идей в Чешских землях (собственно чешское просвещение к.70 – н. 90х гг. 18 в.), и последовавший затем его упадок, означавший, однако, переход в начале 19 в. к иным идеологическим концепциям. Как уже сказано выше, проблема Просвещения в Чехии очень сложна и спорна, относительно нее существует огромное разнообразие мнений. Одна из встретившихся мне состоит в том, что в к.18 – первой половине 19 в. идеи Просвещения в Чехии приобрели некий национальный характер, т.к. именно в это время происходит процесс формирования у чехов национального самосознания. Различные общества, кружки, отдельные чешские просветители обращаются к истории Чехии, своему национальному чешскому языку, выступают за его и свое равноправие в Империи. Недаром время распространения и господства подобных идей получило звучное и, наверное, отчасти даже гордое название «Эпоха национального Возрождения».

Глава 1

Конец 18 и начало 19 в. в истории Чехии известны в литературе как время «национального возрождения». Оно характеризовалось возникновением и развитием национального движения, пробуждением национальной культуры и общим подъемом общественной жизни. «Национальное возрождение» было вызвано к жизни развитием капиталистических отношений, как считает ряд ученых, в основном советской эпохи.

Конец 18 и пер. пол.19в - время складывания чешской нации. В то время в большинстве стран Европы образование наций протекало вместе с превращением их в самостоятельные национальные государства, а в ряде стран Восточной Европы сложились многонациональные государства. Одним из таких государств являлась Австрийская империя. Главенствующей нацией в Австрийской империи были немцы. Консолидирующиеся в нации народы империи отказывались мириться со своим положением и отвечали на политику руководящих слоев господствующей немецкой нации развертыванием национального движения. Развитию общественного национального движения в чешских землях в к. 18в. способствовали как внешнеполитические условия, неблагоприятные для Австрийской монархии (непрерывные войны с Францией обернулись хозяйственным и финансовым кризисом), так и внутриполитические условия (правительства Марии Терезии и Иосифа II проводили мероприятия, направленные на полную и окончательную ликвидацию политической и этнической самостоятельности, входивших в состав Габсбургской монархии народов.Одним из таких мероприятий было, например, провозглашение в 1781г. немецкого языка общегосударственным. Вследствие чего затем возникают выступления в защиту чешского языка. Фактически просвещенный абсолютизм Марии Терезии, Иосифа II и их преемников почти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Можно даже сказать, что Чехия превратилась в провинцию Габсбургской монархии.

Но необходимо также отметить, что просвещенный абсолютизм в то же время заложил основы для национального возрождения чешского народа, способствовал накоплению в его среде сил и средств, которые при благоприятных обстоятельствах могли послужить делу воссоздания национально-политической самобытности Чехии. Этими благоприятными сторонами просвещенного абсолютизма были заботы о развитии материального благосостояния и просвещения народов Габсбургской державы. Лозунг, провозглашенный с высоты престола, пробудил дремавшие силы в чешском обществе.

На арену выступила громадная масса народа в лице многочисленных рядовых мелких «будителей»: писателей, журналистов, юристов, учителей, священников, крестьян, сельских и городских интеллигентов. Благодаря их деятельности широчайшие слои чешского народа вовлекались в общественное движение. Эпоха Просвещения в Чехии в рассматриваемый мной период характеризуется появлением национально-политических идей, что связано с осознанием чехами самих себя как отдельной нации с одной стороны, а с другой стороны возникновение подобных воззрений было связано с политикой правительства и как бы было ответом на его попытки задушить этот процесс. При Франце I всякое проявление прогрессивных идей беспощадно подавлялось. Все национальные организации были взяты под надзор. Цензурные предписания стали значительно строже. В осуществлении полицейских мероприятий ведущую роль играл князь Клемент-Венцелт Меттерних. Реакционный режим правительства Меттерниха лег тяжелым бременем на чешский народ. Свобода слова и печати была ликвидирована, была установлена система шпионажа, организована широкая сеть явной и тайной полиции. Аресты и обыски по анонимным доносам стали обычным явлением. В чешских землях проводилась усиленная германизация. Органы чешского самоуправления были уничтожены. Налоги и новые законы вводились без согласия сейма. Годы меттерниховского режима были временем черной реакции. Но они не смогли сломить возникающего национального движения чехов. Более того, начатая Меттернихом усиленная германизация вызвала сильное противодействие.

В условиях национального гнета и политики германизации в национальном движении в чешских землях на первое место выдвинулась борьба за сохранение и развитие национальной культуры и языка. Защитниками родного языка родного языка и культуры были первые «будители» - Крамериус, Вавак, братья Таммы, Томса, Рулик и многие другие. В к. 18 в. и самом начале 19 в в Чехии выступила группа молодых мелкобуржуазных интеллигентов (среди которых следует назвать Г. Добнера, Ф. Пельцеля, В. Дуриха, И. Добровского), которая выступила с рядом научных трудов, посвященных чешскому языку и литературе. Следует отметить, что большинство этих ученых, выступая в защиту чешского языка, писало свои книги на немецком или латинском языках. Это объяснялось тем, что большинство грамотного населения Чехии – дворянство, буржуазия, чиновничество – получало в то время образование на немецком языке. Чешский язык находился в таком упадке, что многие не верили в то, что он действительно способен сохраниться. Но, тем не менее, труды первых чешских филологов сыграли немалую роль в ходе чешского «национального возрождения».

Страница:  1  2  3  4 


Другие рефераты на тему «История и исторические личности»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы