Воспитание милосердия у детей

Воспитание милосердия у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он м

ог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть». Ни для кого не секрет, что формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием православия на историческую судьбу русского народа. По мнению славянофилов русскому характеру изначально были присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему. Такое полное совпадение христианских качеств с народными – залог великого будущего русского народа.

Как известно на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей. Но, к сожалению, в 20 веке произошла катастрофа, которая сильно пошатнула те ценности и устои, которые являлись фундаментальными для русского общества. Революция, гражданская война, показали нам весь тот ужас, который произошел с народом, забывшим Бога. И с болью наблюдаешь, как уже живущие в 21 веке люди не учатся на ошибках своих предков. Младшие перестают уважать старших, ценить их, прислушиваться к их советам. Такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, сострадание исчезают из сознания людей, а значит и подрастающего поколения, которое впитывает в себя все, что видит и слышит. Еще Цицерон говорил, что история является учительницей жизни. Смотря в прошлое, человеку дана возможность анализировать, а это значит избегать тех ошибок, которые приводили к страшным последствиям.

Актуальность выбранной для исследования темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько принятой нормой современного общества, что такое понятие как «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.

Объект исследования – воспитания милосердия у детей.

Предмет исследования – средства воспитания милосердия у детей.

Цель работы – обосновать необходимость воспитания милосердия у детей и выявить его средства.

Гипотеза – воспитание милосердия у детей может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.

Цель и гипотеза обусловила задачи:

· проанализировать роль милосердия в формировании личности ребенка – будущего взрослого члена общества;

· проанализировать светские методы воспитания милосердия у детей;

· проанализировать особенности христианского воспитания детей

Методы исследования. Основным в дипломном сочинении является метод анализа. Далее применяется синтез – соединение при анализе частей в целое. Кроме того, применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы. Объективность обязывает рассматривать развитие процесса в историческом контексте с учетом объективных закономерностей, опираясь на факты, рассматривать каждое событие и явление в их многогранности и противоречивости. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения.

Сущность понятия «милосердие»

Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как:

«Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».

«Готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Готовность проявить снисхождение, оказать помощь из сострадания, человеколюбия».

Из всех вышеизложенных определений мы может отметить общее, а именно, что понятие «милосердие» характеризуется способностью человека к сочувствию, прощению, снисхождению. Отмечается стремление к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций на основе любви и сострадания к окружающим. В античном мире милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой обуславливалось возникновением социальных потребностей, побуждающих человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, бескорыстно и не требуя материального вознаграждения. Философской мыслью накоплен очень ценный материал по проблеме воспитания и развития способности к состраданию, жалости, милосердию. Один из выдающихся классиков немецкой философии Кант среди нравственных качеств особо выделял человечность, человеколюбие, сотоварищество, умение чувствовать другого. Все эти качества рассматриваются Кантом как некая основа, благодаря которой возможно проявление гуманизма. Философ считал важным воспитывать и развивать участливое отношение к окружающим людям и возможность общаться с ними с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимно сотрудничающих, взаимопонимающих людей. Русская философская мысль считала милосердие характерной нравственной чертой духовно- здоровой личности, полагая, что России суждено быть хранительницей русской национальной идеи и одновременно истинным носителем общечеловеческих начал духовности. Как писал Иван Киреевский, русский человек «больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого». Важное значение имеют философские размышления Владимира Соловьева, в которых так же отражаются вопросы милосердия. Философ нравственность неразрывно связывает с религией, а религию с нравственностью. Педагогические воззрения Соловьева основаны на соблюдении христианских заповедей и принципа жизни, который важно усвоить каждому ребенку «блаженнее давать, чем принимать». Мыслитель выводит очень простое и доступное правило по отношению ко всем окружающим: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою сами. Это изречение было произнесено еще Самим Христом: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Из этих слов Владимир Соловьев выводит два правила: «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других. Делай другому все то, чего сам хотел бы от других». Первое правило философ называет правилом справедливости, а второе – милосердия. В целом, оба правила тесно взаимосвязаны: милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, то есть это только различные способы проявления одного и того же. Для Соловьева очень важно воспитать «сердце милующее», поскольку «жалость есть добро» поэтому он определяет милосердие как источник альтруизма, который берет начало из чувств жалости и сострадания. Эти мысли созвучны с философским размышлениям Василия Розанова относительно сущности рассматриваемого понятия. «Милосердие – это любовь и сострадание к людям, то, что помогает человеку достигнуть нравственных высот и не замкнуться на достижении своих честолюбивых планов». Так же важным представляется высказывание Николая Бердяева относительно сущности милосердия. Он считает, что милосердие является действенным проявлением любви. Оно не требует взаимности, возможно ко всем людям, и в этом его богатство и сила. Бердяев рассматривает милосердие в неразрывной связи со свободой человека, подчеркивая, что свобода человека никак не связана с необходимостью. Для мыслителя идеальным человеком является тот, который обращен к вечности, духовность которого не может быть задавлена никакими факторами, как бы на него не давила жестокая необходимость. По утверждению философа, задача воспитания состоит в том, чтобы всеми силами помочь ребенку стать свободным, при этом уважая детскую индивидуальность и сопротивление ко всякому принуждению и насилию. В связи с этим актуальным является воспитание милосердия через развитие в детях сердечности, любви к окружающим, внутреннего стремления оказать поддержку другому. Выделяя любовь к людям, как источник милосердия, Бердяев в исследуемом понятии подчеркивал значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Другой, не менее интересный подход к определению сущности милосердия мы встречаем в философских взглядах протоиерея Павла Флоренского, который считал, что вера в Бога способствует установлению неизменных нравственных ценностей, в том числе и милосердия. Обращение к Богу, по мнению мыслителя, становится важным источником духовной силы человека. С одной стороны, вера в Бога выступает средством обретения душевного покоя, а с другой стороны, активизирует развитие внутренних душевных сил, сострадания к окружающим. Соблюдение христианской заповеди «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20, 35) направляет ребенка на путь совершенства, который сделает его чище и добрее, милосерднее и бескорыстнее. Так же важными для нас являются идеи о милосердии протоиерея Василия Зеньковского. Он писал, что необходимо не приспосабливать ребенка к жизни, а развивать в нем привычку к милосердному поведению: «не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, любви и свободы. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил: оно светит в душе независимо от всего этого, оно также не выводимо из периферии души». Как мы видим, точка зрения протоиерея Василия заключается в том, что в основе милосердия лежит духовная свобода, собственный и осмысленный выбор человека на путь добра и любви, прощения и сострадания.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы