Природа и общество

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. БИОСФЕРА КАК ЧАСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. БИОСФЕРА И НООСФЕРА

1.1. КОНЦЕПЦИЯ БИОСФЕРЫ

1.2. БИОСФЕРА И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

1.3. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ

1.4. ПОНЯТИЕ О НООСФЕРЕ

2. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА. РАЗУМ И СОЗНАНИЕ

2.1. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА. КУЛЬТУРА

2.2. СОЗНАНИЕ И РАЗУМ – ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ

3. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

3.1. ЧЕЛ

ОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

3.2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

4. ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАИЯ ГОРОДА СОЧИ

3АКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЕРНЕТ-САЙТОВ

ВВЕДЕНИЕ

Не так давно, всего семь лет назад, человечество перешагнуло порог XXI века, и, более того, нового тысячелетия. Человечество вошло в новое время, не только не решив огромное количество глобальных проблем, но и усугубив многие из них. К таким проблемам можно отнести экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды отходами деятельности человека, социальные проблемы, такие как проблемы перенаселенности, миграций людей из неблагополучных стран в благополучные, широкое распространение различных болезней (например, птичий грипп, атипичная пневмония, СПИД), терроризм, войны и другие. Все эти проблемы носят социально-экономический характер, то есть своим происхождением они прямо или косвенно связаны с деятельностью человека. Но последствия этих проблем распространяются далеко за пределы только лишь человеческого общества, очень сильно влияя и даже изменяя те процессы которые происходили в девственной природе.

К сожалению, такое влияние, как правило, негативно по отношению к географической оболочке – оно разрушает те связи в ней, те природные процессы в ней, которые наладились и протекали задолго до появления человека. Но человек сам обитает в географической среде, поэтому негативные воздействия вредны и для самого человека. Казалось бы, что возникает замкнутый круг: человек преобразует природу, что бы улучшить условия своего обитания, но при этом нарушаются природные процессы и в итоге на человеческое общества воздействуют все новые и новые негативные факторы. Из этого тезиса может возникнуть следующий вывод: эволюция природы привела на определенном этапе к появлению Человека Разумного, действия которого, вследствие эволюции общества, на определенном этапе стали губительны для многих компонентов географической оболочки.

Но стоит ли рассматривать взаимодействие природы и общества только лишь со стороны того, как общество воздействует на природу, а природа на общество? Ведь такое положение вещей нельзя назвать взаимодействием – это будет взаимовоздействие, при котором человечество заведомо остается в проигрышном положении, так как человек не властен ни отменить, ни заменить, ни создать новые законы природы. Скорее всего этот вопрос нужно решать не с позиции обособленности общественных законов от природных, а с позиции их диалектического единства. В пользу этого тезиса говорит следующая мысль: человек, как биологический вид – продукт природной эволюции, тогда и вся деятельность человека – продолжение действия эволюционных космогонических сил. С такой идеей в свое время выступали В.И. Вернадский, Л.Н.Гумилев, Пьер Тейяр де Шардер. Например, Вернадский «рассматривает возникновение сознания как закономерный результат эволюции биосферы, но, однажды возникнув, оно затем начинает оказывать все возрастающее влияние на биосферу благодаря трудовой деятельности человека» [9–с.190]. Л.Н. Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» определяет этнос как форму существования вида Homo Sapiens, и дает следующее определение этноса: «этнос – феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий» [5–с.28].

Также в пользу не случайного возникновения человека говорит и концепция современного естествознания, утверждая следующее: «парадигма самоорганизации позволяет установить связь между неживым и живым в ходе эволюции, так что возникновение жизни представляет отнюдь не чисто случайной и крайне маловероятной комбинацией условий и предпосылок для ее появления, как заявляли некоторые авторитетные биологи. Если самоорганизация при наличии соответствующих условий может возникнуть в самом фундаменте здания материи, то вполне обосновано предположить, что на более высоких уровнях организации она может закономерно привести к возникновению жизни во Вселенной. Нельзя также не отметить, что жизнь сама готовит условия для своей эволюции» [9–с.190].

С другой стороны в современной науке человек выделяется из природы, и не является компонентом географической оболочки. Человек, с точки зрения современного землеведения и географии это «часть природы, он взаимодействует со всеми природными компонентами и одновременно, как и все они, обладает своими специфическими закономерностями развития. Однако, в отличие от других компонентов, взаимодействие с ними человек осуществляет на разумной основе. Это важнейшее обстоятельство дало основание С.В. Калеснику рассматривать человека не как компонент природы, а как внешний фактор, стоящий над природой, сознательно воздействующий на географическую оболочку» [8–с.417]. Но такое утверждение входит в противоречие с сформулированным выше утверждением об самоорганизации, а также в противоречие с принципом целесообразности, говорящем о том, что «целесообразность есть неизбежный результат естественного отбора, в ходе которого устраняются организмы, не приспособленные к условиям своего существования, и получающие право на жизнь и потомство организмы, обладающие определенными преимуществами перед ними»[9–с.224]. Ведь если возникновение человека, как разумного существа не случайно и его способность к разумной деятельности приспособление для успешного выживания, то человек является таким биологическим видом, который приспосабливается к окружающей среде тем, что активно меняет её. Но при этом осознанное изменение окружающей среды зависит от целей, потребностей, мотивов и желаний осознающего. То есть деятельность человека, его взаимоотношения с окружающей средой, зависят как и от биологических потребностей в пище, размножении и обороне, но также и от господствующего мировоззрения в обществе, ценностей общества и от мировоззрения и ценностей самого индивида. И если возникновение разумной жизни в лице человека не случайно, то может возникнуть вопрос о том, что феномен разума во Вселенной, исходя их принципа самоорганизации, возник как явление направленное на дальнейшую эволюцию самой Вселенной.

Таким образом, можно сформулировать гипотезу данной курсовой работы: возникновение разумной жизни и развитие общества на планете Земля есть закономерное следствие эволюционного процесса во Вселенной; взаимодействие общества и природы являются также продолжением эволюционного процесса, в котором действия общества по отношению к природе зависят от состояния самого общества и являются способом выживания человека как вида в сложившихся условиях, при этом действия человека являются продолжением космогонических эволюционных сил, направленных либо на созидание либо на разрушение, но в любом случае на развитие.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 


Другие рефераты на тему «Экология и охрана природы»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы