Экология и религия

Содержание

1.Введение……………………………………………….……………… ………3

2.ЭКОЛОГИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО……………………………………………….4

3.ГРЕЧЕСКИЕ БОГИ И ЭКОЛОГИЯ…………….…………………… ………6

4.СТРАТЕГИЯ НИОБЫ-ЛЕТО………………………………………… ………9

5.НАША ГЕЕННА ОГНЕННАЯ……… ………….…………………… …….12

6.НЕДОУЧКА НОЙ……………………………….……………………… … 12

7.НЕ СОТВО

РИ СЕБЕ КУМИРА………………….………………… ……….13

8.Реформация…………………………………………………………… …… 14

9.Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса .15

10.Экология и религия- формирующийся союз………… .………………… 18

11.Становление глобальной этики…………………………………………… .19

12.Роль религии: формирование мировоззрения и этики…………………… 20

13.Перспективы сближения…………………………………………………… 22

14.Экологическое сознание россиян…… .……………………………………23

15.Заключение……………………………………………………… 39

16.Список используемой литературы………………………………………… 40

Введение

В мире к настоящему времени обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего существования человека и природы. Назрел экологический кризис, который во многом обусловлен не только социально-экономическими, технико-технологическими, политическими причинами, но и причинами духовного порядка. Глобальный экологический кризис — это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. В нашей жизни наблюдаются явления духовного упадка за счет трансформации целей и ценностей. Современная экологическая ситуация явилась следствием социально-экономического развития мирового сообщества, ориентированного на технократические цели, ценности и материальное потребление, отодвинув на второй план духовные факторы существования и обозначившие признаки духовного кризиса.

Экологический кризис усугубляется кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Можно согласиться с мнением основателя и президента Римского клуба Ауреллио Печчеи: «…суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из изменения человека, его внутренней сущности»

ЭКОЛОГИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО

Согласно Ветхому завету (первая часть Библии) человек был создан как хранитель природного парка, где обитали Адам и Ева до грехопадения. Первой задачей человека было поименование (инвентаризация) всех животных.

2.19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 2.20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым.

После изгнания из Рая природа начала существовать для человека, но, как божье создание, требует нормативного к себе отношения. Именно поэтому Ной позаботился о сохранении «всех тварей» при стихийном бедствии - потопе. Человек стремится вернуть утраченный рай, блаженное существование на лоне природы, которого он лишился в результате первородного греха. Природа была создана для человека, но человек, выступает скорее как ее хранитель, чем пользователь. Тезисы типа "Не убий !", "Плодитесь и размножайтесь !", осуждение самоубийства однозначно запрещают кому-либо, помимо Бога, вмешиваться в регулирование численности популяции человека. Вообще уничтожение какой-либо из форм жизни несовместимо с библейской моралью.

Уже в первой части Библии рассматривается проблема экологического баланса. "Большего, чем надобно тебе для живота твоего и семьи твоей не собирай и не производи . Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; А в седьмой - оставляй ее в покое . Когда будешь жать жатву на земле твоей, не дожинай до края поля и оставшегося от жатвы не подбирай . чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Также поступай с виноградником твоим и маслиной твоей . не обирай до чиста и попадавших ягод не подбирай ." (Библия - из Второй и Третьей книги Моисеевых).

Основной завет бога: «Плодитесь, размножайтесь» вылился в гомеостаз биосферы Земли, стационарную численность животного мира и безудержный рост популяции человека.

1.22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь.

Вторая часть Библии - Новый завет - утвердила безусловное превосходство человека над остальными компонентами биосферы, как единственного носителя разума и духовности. Но природные элементы все же присутствуют. Младенец Иисус в яслях окружен животными. Христианство учит любви к природе. Св.Франциск, проповедовал птицам. Во многих христианских странах существует специальное законодательство, обеспечивающее права животных. Христианская мораль включает отказ от регуляции численности народонаселения. Католическая церковь выступает против абортов (мусульманская - вообще против каких-либо мер регулирования семьи).

Протестантизм открыл путь к научно-технической революции, к решительному преобразованию природы, к созданию техносферы, и, может быть в будущем, Ноосферы. Перестав принимать труд в качестве «божьего наказания» и связав с личным трудовым успехом представление об избранности и спасении, Реформация открыла новый источник человеческой энергии и предприимчивости.

Как реакция на отрицательные последствия научно-технической революции возник эскапизм, проповедующий бегство от цивилизации на лоно природы.

Однако, христианство, создавшее систему ценностей и целый ряд глубочайших нравственных положений, вышедших за конфессиональные рамки, ставших общечеловеческими, сыграло, к сожалению, негативную роль в отношениях человека с природой.

Христианская концепция выводит человека за границы природного мира, противопоставляя его как единственно наделенного бессмертной душой всей остальной живой и неживой природе. Живой мир отделяется от человека непроходимой стеной, лишается права на гуманное отношение. Человек становится над природой (венец творения, царь природы) и это провоцирует его пренебрежительное отношение к ней. Развивающаяся рыночная экономика закрепила отношения господства во взаимодействии общества и природы. Библейская притча об изгнании Адама и Евы из рая за то, что Ева, соблазненная змеем, вкусила сама и заставила вкусить Адама от Древа познания - это метафорически выраженная фиксация возникновения у человека самосознания, выделившего его из природы. Так человек лишился бессознательной гармонии животного мира и вынужден был искать качественно иную.

В религиозно-философских системах 19-20 вв. появилось понятие "вечно женственного", как дополнительное к трем мужским ипостасям божества и олицетворяющее природу, ее плодотворное начало. Мысль В.Гете о вечно женственном, которое нас возвышает (концовка "Фауста"), содержит самое общее определение жизненных целей в рамках данной концепции. Здесь любовь к природе объединяется с любовью к женщине.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 


Другие рефераты на тему «Экология и охрана природы»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2019 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы