Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воо

бражения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельностью является использование нетрадиционных техник изображения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

3. Изучить возможности изобразительной деятельности и их влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

5. Путем опытной работы проверить возможности мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, опытная работа, статистический метод обработки данных.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 45 наименований. Общий объем работы 74 страницы компьютерного текста.

Научная новизна исследования состоит в том, что потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; путем опытной работы проверена эффективность мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке

По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений

Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.

Л.С. Выготский описывая связь воображения с действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей

Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от “наличной ситуации”, свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы