Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели и методов проведения

Урок традиционно считается первоосновой учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемым источником получения учениками знаний. Кроме того, именно на уроке формируется человек завтрашнего дня. Говоря о модернизации школьного образования, мы часто забываем, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый день учителя, каждый его урок – это творческий поиск, решение

вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими и в то же время интересными? Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

Профессию педагога иногда сравнивают с профессией актера. Как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Не надо бояться быть артистичными.

Если учитель что-то недооценит, ученики его не услышат, не поймут, не заинтересуются. И даже урок русской литературы может стать скучным и неинтересным при содержательном тексте, при грамотно составленных программах и ясно поставленных целях литературного образования.

Современное общество оказалось в новых социокультурных условиях, когда рушатся прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, деформируется личность молодого человека, стирается грань между добром и злом, красотой и уродством. В этих условиях колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным молодым поколением, книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие.

Как же исправить такое положение вещей, как приобщить школьника к чтению и вернуть ему интерес к книге, без которой невозможно формирование личности? Как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживая им, формировать собственную жизненную позицию? Литература, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения сейчас поставлено развитие личности ученика, а литературное развитие – основа общего личностного развития человека.

Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков литературы, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации видов уроков в зависимости от их содержания, цели и методов проведения.

Целью курсовой работы является рассмотрение видов современного урока литературы как основной формы обучения.

В связи с целью исследования выделяются следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы;

2) определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы;

3) рассмотреть урок как основную форму организации учебного процесса;

4) определить концепции, классификации, типологии и методику проведения современного урока литературы;

5) охарактеризовать воспитательную функцию современного урока литературы;

6) рассмотреть инновационные формы и виды уроков литературы;

7) определить методические возможности Интернет-ресурсов и приемы работы с ними на уроке литературы.

Задачи работы обусловили применение комплекса методов исследования:

1) теоретический;

2) социолого-педагогический;

3) наблюдение;

4) экспериментальный.

Предметом исследования явились сущность, структура и специфика современного урока литературы.

Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования.

Теоретические проблемы урока как основной формы организации учебного процесса

Одна из основных проблем современной педагогики – поиск путей совершенствования классно-урочной системы. Решение данного вопроса невозможно без всестороннего анализа педагогического наследия классиков.

Во второй половине XIX века "линия Ушинского" на теорию урока, направленная против господствующей в то время формальной организации учебного процесса, все больше находила поддержку среди отечественных педагогов, таких как Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова и др

Н.Ф. Бунаков, разрабатывая теоретические основы дидактических идей, формулирует не только правила и принципы дидактики, но и обосновывает обучение как процесс, который подчиняется закономерностям человеческого познания. Опираясь на познавательную деятельность человека и закон ассоциаций, он выдвигает ряд дидактических правил построения урока и указывает на необходимость планирования: "Урок целесообразно начинать с повторения пройденного материала, в целях установления связи предстоящего занятия с прежними". Необходимо поддерживать определенный порядок: чаще обращаться к детям, заставлять их говорить, постоянно держать в центре своего внимания "детей вялых, растерянных и шаловливых". Урок должен заканчиваться подведением итогов пройденного. Важным средством закрепления знаний Бунаков считает применение самостоятельной работы.

Кроме того, Н.Ф. Бунаков выработал "условия наиболее успешного ведения уроков", которые и определили дидактическую основу урока:

образовательные цели;

характер преподаваемого материала;

психологические особенности развития детского мышления;

применение наглядности;

индивидуального подхода к учащимся;

наличие самостоятельной работы учащихся;

личность учителя.

П.Ф. Каптерев разрабатывает теоретические основы урока, опираясь не только на самобытность русской трактовки проблем урока, но и на экспериментальное направление дидактики. В книге "Дидактические очерки" он излагает дидактические идеи, общие свойства педагогического метода, правила хорошего преподавания, отмечает свойства отдельного хорошего урока, которые и являются его дидактической системой: "урок должен быть интересным, организованным, чтобы обеспечить полное восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок должен предоставлять упражнение не только для ума, но и для воли каждого учащегося".

В период 30-50 гг. основным в процессе обучения становится комбинированный урок с четырехэлементной системой: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала, задание на дом. Работа вне комбинированного урока резко осуждалась.

С. В. Иванов рассматривает урок "как живую, всегда изменяющуюся и постоянно развивающуюся организационную форму учебной работы". Он был сторонником не только строго организованного, но и целенаправленного, сознательного и активного обучения. "В процессе обучения, – отмечает С. В. Иванов, – тесно переплетаются в единое целое логика познания, методика обучения, самостоятельная работа ученика и разумная деятельность учителя". Важным фактором обучения С. В. Иванов считал стимулирование самостоятельности логического пути ребенка. В познании выделяют несколько ступеней, которые при обучении должны проникать друг в друга, всегда находиться в связи и единстве. С.В. Иванов отмечает, что "такой процесс должен пройти через ощущения ребенка, мыслительную деятельность и приобретение знаний, правильность которых проверяется практикой".

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы