Жанры литургической музыки православной церкви в курсах музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы

Современное состояние культуры общества характеризуется повышенной поляризацией духовной и материальной сторон его бытия. Первенство в их соотношении получила материальная сторона. Данная тенденция была заложена в идеологии советского периода, когда понимание «духовного» было ограниченным, подчинённым узким идеологическим задачам, в частности, исключающим или принижающим значение религии в жи

зни общества.

Эта сфера духовного ограничивалась запретами на все формы её проявления в повседневной жизни, но никогда полностью не исчезала из неё. Она бытовала в узких рамках церковных ритуалов, находилась на периферии общественного внимания и более открыто проявлялась лишь в искусстве благодаря близости этих двух форм общественного сознания (религии и искусства).

Особенно значительным было воздействие религиозного начала на живопись и музыку. В этих видах искусства сохранялись и активно продолжали своё бытование художественные произведения, созданные в рамках церковных ритуалов (иконы, песнопения), но продолжившие жизнь вне своей начальной среды. Эти произведения стали обобщённым выражением возвышенной духовности, заключённой в религии. И в то же время благодаря художественному воздействию они получили дополнительный фактор влияния на духовный мир человека.

Кризис в социальной сфере и государственном устройстве на рубеже ХХ и ХХI веков отразился и на духовном состоянии сознания наших современников. Исчезновение прежних этических, нравственных и моральных ориентиров привело к необходимости поиска новых ценностей или обращения к забытым, отошедшим в «историческую тень». Именно такие ориентиры и духовные ценности оказались сосредоточены в религии, что повлекло повышение интереса к ней, а также к связанным с нею видам искусства, в частности к музыке, которая звучит во время различных богослужений.

Духовные песнопения, сопровождавшие богослужения, стали всё чаще исполняться в концертных и телевизионных программах, звучать по радио. Они начали восприниматься как эталон возвышенной образности, как сосредоточие духовных и художественных ценностей. Но не всегда их звучание дополняется знаниями об этой сфере человеческой культуры, что обедняет круг их содержания.

Современные программы изучения музыки в музыкальных школах в большинстве своём включают изучение церковной музыки в ограниченном объёме, без упоминания её предназначения и лишь как единичные примеры стилистически отдалённой эпохи – барокко. В частности, хоровые сочинения Г. Генделя, И.С. Баха, М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя предстают вне своей среды бытования, без учёта их функции в богослужебном ритуале, что является чаще всего следствием отсутствия знаний о самом ритуале, а также об истории богослужебного пения и современном преломлении его традиций.

Лишь единичные варианты учебных программ включают упоминание о церковной музыке как об отдельной жанровой группе. Так, в программе-конспекте по зарубежной музыкальной литературе для государственных начальных специализированных учебных заведений искусства, разработанной Я.О. Бодак (преподавателем-методистом Дрогобычского государственного музыкального училища им. В. Барвинского) (4) указана одна из тем курса: “Розвиток церковної музики. Церковна і світська музика”.

В этой программе вводится несколько понятий: «церковна музика – музика християнської церкви, що призначена для супроводу служби або виконання у так звані позаслужбові години; культова музика – музика й інших (окрім християнського) релігійних культів; духовна музика – твори на релігійні теми, розраховані на виконання в домашній обстановці або концертному залі” (4, с. 40). Также здесь указывается на несколько жанров раннехристианского одноголосного пеня (псалмодию, антифон, литургический речитатив), рассматриваются отдельные жанры музыки католической церкви (григорианский хорал, мотет, месса в её разновидностях). В продолжение этого ряда ставятся оратория, кантата, пассионы, как жанры, предназначенные для концертного исполнения, но по содержанию часто связанные с духовной тематикой.

Аналогичный раздел вводится в тематичний план курса украинской музыкальной литератури, составленный Латынцевой А.И., преподавателем Донецкого музыкального училища. В разделе “Розвиток української професійної музики від Х до середини ХVIII ст.” есть подроздел “Церковна музика”, в котором должны рассматриваться как древнерусское церковное пение (на примере староукраинских церковных монодий “Тіло Христове”, “Херувимська пісня”, “Богородичен” или другие), так и партесное пение (на примере починений Н. Дилецкого “Воскресенский канон”, партесных концертов, пародийного концерта “Сначала днесь по утру рано”). В обзоре творчества Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя, а затем Н. Леонтовича фигурирует также духовная музыка.

Освоение этой сферы музыкальной культуры может происходить и в курсе сольфеджио.

Основой для этого служит вокально-хоровая природа большинства музыкально-культовых произведений. Интонирование учащимися древних монодических песнопений, многоголосия богослужебных песнопений, воспроизведение ансамблевого звучания кантов и псальм или отдельных фрагментов хоровых концертов поможет им ощутить себя внутри этой музыки, почувствовать её духовную энергию. Понимание молодыми музыкантами этой сферы музыкальной культуры может стать основой их духовного возрождения, так как эстетическое, моральное и профессиональное воспитание в курсе музыкальной литературы очень тесно связаны.

Знание музыкального наследия (и духовной музыки в частности) должно обеспечить умение учащихся более квалифицированно разбираться в современном музыкальном творчестве, понимать тенденции, вытекающие из прошлого национальной культуры.

Ведь в современную музыкальную жизнь всё активнее и чаще включаются разнообразные произведения, созданные не только в прошлом, но и в более позднее время, которые тесно связаны с церковными песнопениями. Опираясь на тысячелетние традиции церковной музыки, украинские композиторы создают новые произведения на богослужебные тексты, продолжая эту линию в развитии музыкального искусства. Знакомство учащихся с данными произведениями позволит решить несколько задач. Среди них: расширение музыкального кругозора учащихся, более глубокое постижение ими национальной культуры, развитие их духовного мира и воспитание потребности в его расширении.

Решение этих задач связано с изучением широкого круга специальной литературы, поиском нотного материала, его анализом и выработкой методических рекомендаций для введения этого материала в учебный процесс. Всё это стало целью данного методического пособия, которая определила несколько задач:

1. Изучить специальную литературу, посвящённую истории православной церковной музыки;

2. Рассмотреть жанровую систему церковной музыки;

3. Выявить закономерности формы и содержания в некоторых песнопениях;

4. Выработать методические рекомендации по введению этих сочинений в курсы музыкально-теоретических дисциплин ДМШ.

Широкий круг поставленных задач определил структуру работы. В неё вошли разделы, посвящённые истории православной музыки на Украине и в России, жанрам богослужебных песнопений, их содержанию и форме, отдельным методическим рекомендациям.

Страница:  1  2  3  4  5  6 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы