Развитие образования и педагогической мысли в период Речи Посполитой

Согласно Люблинской унии (военно-политический союз) 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую. Уния была объективной необходимостью, но она означала переход от прежней конфедерации с Польским королевством к федерации с политическим и культурным преобладанием Польши.

Шляхетская Речь Посполитая почти непрерывно вела тяжелые войны с 1648 п

о 1717 г. Они несли громадные бедствия, а порой и полное разрушение, сказывались на уменьшении количества населения, пагубно отражались не только на экономической, но и культурной жизни. Так, в одном из документов, относящихся к 1655 г., указывалось, что в Шкловском уезде «станы и волости, села и деревни разорены и сожжены, и хлеба никакого не сеяно, крестьяне пошли в Русь, потому что им жить не у чего». Подобная картина наблюдалась по всей территории Беларуси. В 1660 г. Практически до последнего строения были уничтожены Брест и Пинск. В постановлении сейма 1661 г. указывалось, что Ошмянский повет «вконец разрушен неприятелем, Браславский – разрушен вражеской армией, Гродненский – в результате военных действий обращен в руины и преобладающая часть его сожжена, Слонимский – почти дотла сожжен и разграблен неприятелем, а также разорен постоянными переходами войск». Здесь же констатировалось, что до основания разрушен Минск, а его мещане полностью погибли. В результате «кровавого потопа» (так современники называли военные события середины 17 в.) большинство городов Беларуси оказались в запустении и погиб каждый второй житель (по официальным данным, в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. погиб каждый четвертый).

Католические школы

Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-политической сфере, но и изменением мировоззрения. Образование и педагогическая мысль активно развивались во всех направлениях христианства, которые были достаточно широко представлены в это время в Беларуси: православие, католицизм, униатство, протестантство. Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены иезуитскими коллегиумами, базилианскими, доминиканскими, школами каноников, кармелитов, бернардинцев, сесионеров, пиаров и других католических орденов. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. Виленский иезуитский коллегиум, открытый в 1570 г., через восемь лет был реорганизован в академию, а на следующий год стал университетом, первым в Восточной Европе. Ректор академии блестящий проповедник Петр Скарга поддержал унию, что еще больше расширило полномочия университета.

С целью привлечения к католичеству молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке (Несвиж, Орша, Берестье, Городня, Бобруйск, Могилев, Слоним, Витебск, Пинск, Мстиславль и др.). В некоторых из них преподавался также французский и немецкий языки. Одновременно учащиеся получали исторические, географические, математические и природоведческие знания. Со второй половины 16 в. Стали появляться арианские школы: в Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке и др. Школа в Ивье называлась академией, в 1585–1593 гг. ее ректором был Ян Намысловский.

Женские монашеские ордены активно начали действовать со 2 половины 17 в. – бернардинки, бенедиктинки, бригитки, доминиканки, кармелитки, сестры-визитки и сакраментки. Последние два ордена осуществляли светско ориентированное образование во французском стиле.

Протестантские школы

Протестантские школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509–1564), немца М. Лютера (1483–1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, идеолога антитринитаризма. Протестантские проповедники начали вести свою деятельность в Беларуси с 1545 г., хотя идеи лютерантства стали проникать еще в начале 16 в. Активизация Реформации в различных ее течениях способствовала дальнейшему росту гуманизации и просвещения.

Кальвинизм получил наиболее широкое распространение на восточных землях Беларуси. В связи с тем, что этой религии стали придерживаться такие богатые князья и магнаты, как Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи, Кишки, то у протестантского духовенства было достаточно средств для открытия школ практически в каждом городе и крупном местечке. Первой школой подобного рода является Виленская, основанная в середине 16 в. В начале следующего столетия, когда в Беларуси широко развернулась контрреформация, количество протестантских школ сокращается, тем не менее, в 1617 г. Я. Радзивилл основывает в Слуцке кальвинистскую школу-лицей – одно из старейших учебных заведений Беларуси (с 1788 – публичное евангелическое училище; с 1809 – уездное училище; с 1827 – гимназия; в 1868–1918 гг. – классическая гимназия). Слуцкий кальвинистский лицей готовил духовных лиц и учителей. Обучение в нем длилось 10 лет, современники называли его «Слуцкими Афинами». В протестантских школах не все учебные дисциплины преподавались на белорусском языке, однако его изучение в качестве специального предмета считалось обязательным. Выпускники этих школ хорошо знали исторические и духовные традиции родного края, стремились работать для его блага.

Для православных феодальная эксплуатация усугублялась национальным и религиозным гнетом. Речь Посполитая вела жестокие войны с Московией. В связи с этим православные жители белорусских земель, духовно подчинявшиеся московскому митрополиту, считались государственными изменниками. А те, кто отрекся от православия и стали католиками, казались предателями в глазах православных. Взаимные претензии приводили к столкновениям. Власти Польши хотели, чтобы православные, сохранив свои обряды, подчинялись не московскому митрополиту, а папе римскому. Одни согласились, другие отказались. Часть белорусских магнатских и шляхетских родов пришла в католичество непосредственно из язычества еще во времена первых миссий в 11–12 вв. За два крещения (1252, 1387) значительная часть знати повернулась к католицизму. Усиление его притягательности было связано с опустением торгового пути «из варяг в греки», падением Константинополя, переориентацией политики на более тесные связи и отношения с западными странами.

Православные школы

Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы.

Польские короли вынуждены были считаться с авторитетом братств, удовлетворять их требования о выдаче грамот на устройство школ, превращение некоторых монастырей в училища. История братских школ началась в 1584 г., когда по просьбе виленских мещан король дал им разрешение на «сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых». Так была создана первая белорусская братская школа в Вильно (украинская братская школа открылась в 1586 г. во Львове), которая даже после заключения Брестской унии (союз православных и католиков) в 1596 г., когда иезуиты и униаты повели наступление на православные школы, росла и укреплялась. В 1675 г. король Владислав 4 дал ей «привелей», по которому она выделялась из всех братских школ: только ей и Киевской коллегии (академии) дано было право учить по-гречески и по-латыни.

Страница:  1  2  3  4 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы