Фольклор как средство художественно-эстетического, культурного воспитания в клубах по месту жительства

Эстетическое воспитание прививает человеку чувство красоты, помогает ему совершенствовать умение отличить подлинно художественное, духовно возвышенное от пошлого и грубого. Оно не изолировано от общего трудового воспитания, и является органической частью всестороннего развития личности, занимая одно из ведущих мест в работе с детьми и подростками. Научить человека воспринимать красоту, сформи

ровать эстетические чувства и потребности – задача многих учреждений и организаций и, в первую очередь, семьи и школы. Назначение клуба состоит в том, чтобы оказывать им помощь в формировании и закреплении эстетических чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе клубной деятельности, организованного и неорганизованного общения. Как показывает практика, оба вида общения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование эстетических чувств и потребностей личности. Оно зависит от характера общения, общей кльтуры посетителей и эстетической ценности их занятий.

Одна из основных задач эстетического воспитания детей и подростков – развитие индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты. С этой целью клубные учреждения используют самые разнообразные виды самодеятельного, в том числе и художественного творчества. В процессе клубной творческой деятельности подростки и дети не только приобщаются к прекрасному, но и активно участвуют в его создании, развивают свои способности, заполняют свободное время полезными и интересными занятиями.

Особо важную роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Знакомясь с художественными произведениями, с процессом их создания, историей искусства, члены клуба учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами. Неверно думать, что процесс этот только пассивный и сводится к развитию способности воспринимать художественные произведения – важнейшим средством становится всякое посильное участие в создании художественных ценностей. Искусство для большинства тех, кто приходит в кружки – любимое дело, которым следует заниматься глубоко и серьёзно. Не случайно о таких людях говорят, что художественное творчество становится их второй профессией. Для них открывается дорога в истинно прекрасное, неизмеримо расширяется круг интересов, в искусстве они находят дополнительный источник радостей в жизни.

Народная песня в системе эстетического воспитания детей и подростков

Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим ценностям, так и потребностям нашей социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность. Ведь художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организуемый в высотном, временном, тембровом, динамическом и других отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы как внешнего мира, так и внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями.

Истинный источник и неисчерпаемая сокровищница музыки – народное музыкальное творчество. Народная музыка, народная мелодия являются выражением глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, музыка, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.

Сложившееся, на данный момент, положение в социальной сфере, в культуре отношений, культуре быта в обществе, в том числе и среди детей и подростков, приводит к весьма неутешительным выводам. Скоротечный отказ от общепринятых в пресловутое «застойное» время идеалов, устремлений, моральных устоев без равноценной, равноправной замены привёл к заметному снижению нравственных устоев общества, также поставив на какое-то время в затруднительное положение преподавателей. В короткий срок разваленная экономика страны, с её остановившимися предприятиями, «диким» рынком, «странной» приватизацией обусловила подобную неуверенность, временное непонимание дальнейших путей развития в вопросах воспитания. В той или иной степени, такое положение дел сохраняется и поныне. Тем не менее, автор реферата полагает, что несколько вариантов решения данной проблемы лежат на поверхности.

Одним из возможных направлений, причём достаточно обширным и ёмким, должно и может стать серьёзное, внимательное обращение к народной культуре в любом её проявлении. Историческая ценность выверенных веками традиций, верований народа для любого мало-мальски грамотного человека могут стать опорой, фундаментом для дальнейшего строительства общества более гармоничного, более цельного, более устремлённого, нежели сейчас. Литература, архитектура, живопись, прикладное творчество, инструментальная и вокальная народная музыка – огромные пласты культуры нашей страны, великой как в духовном, так и в географическом плане, ещё ждут своих исследователей, последователей – тех, кому предстоит открывать, развивать и преумножать наши культурные богатства.

Народная музыка – неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной, безписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки устной традиции. Художественные традиции ранних общественних формаций исключительно устойчивы, на много веков определяют специфику фольклора. В наше же время функция народного искусства не ограничивается узким кругом собственной жанровой специфики, она гораздо шире и глубже в плане значимости для музыкальной культуры страны – это искусство уже не только отражает так называемую этно-музыкальную действительность, но, как и надлежит элитарному искусству, воспитывает изысканные музыкально-эстетические чувства человека.

Концертмейстер: руководитель, воспитатель

Решающая роль в деятельности клуба, кружка принадлежит его руководителю. В условиях клуба перед руководителем встают дополнительные трудности – если в школе руководитель кружка может опереться на свой педагогический авторитет, то в клуб приходят учащиеся самых различных коллективов, и руководитель лишён этого фактора воздействия на кружковцев. Его авторитет и влияние как руководителя будут зависеть, в первую очередь, от увлечённости и творческого отношения к делу. Надо иметь в виду, что клубная работа базируется на принципе интереса. Если детям будет неинтересно в клубе, то они не пойдут в него. Руководитель должен уметь увлечь интересным делом своих кружковцев. Рано или поздно, осознанно или интуитивно, но дети обязательно почувствуют истинное изначальное отношение руководителя как к самим себе, так и к той деятельности, которой они стремились заниматься в клубе. Формальный, показной интерес лишь ненадолго способен удержать детей в кружке. Искренняя заинтересованность как личный пример руководителя является определяющим фактором установления нормальных взаимоотношений его с кружковцами. В фольклорном коллективе дети равняются не только на непосредственного руководителя кружка, но и на концертмейстера. Ведь с ним они находятся в постоянном контакте, с ним творят. От его отношения к делу, к музыке и будет зависеть творческая атмосфера в коллективе. Концертмейстер должен заражать своим личным примером, личной заинтересованностью и своими знаниями.

Страница:  1  2  3  4  5  6 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы