Способности человека в понимании Абая

План

Введение.

1. Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проблемы нравственного воспитания и становление личности.

2. Природа познавательных способностей человека в понимании Абая.

Практическое задание:

Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем.

Заключение.

Использованная литература.

Введение

Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.

Чем дальше в глубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.

В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегиз- Баева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С.Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие.

Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, - писал он. – Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности».

Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта.

Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.

Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, -это родители.

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.

В раскрытии педагогических взглядов Абая следует отметить работы таких казахстанских ученых, как Т. Тажибаев, К. Жарикбаев, Х. Суюншалиев

А. Казыбаев, Э. Нильдибаев, А. Сембаев, С. Срымбетов и др Их исследования касались отдельных аспектов его педагогического наследия. В данной работе оно раскрывается в комплексе.

Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой.

Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики «его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием;

признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока, революционно-демократическими и педагогическими взглядами

Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д Ушинского, выдающихся педагогов и просветителей Западной Европы.

Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.

Известно, что Абай не был человеком, полностью свободным от религиозных взглядов. Но когда вставал вопрос-наука или религия? – он без колебания занимал сторону науки. Видимо, это обстоятельство в решающей мере повлияло на его оценку религиозного воспитания, которое он решительно отвергал как реакцинное. Он ратовал за светское образование и воспитание, раскрепощающее и развивающее ум, формирующее в ребенке человеческое достоинство.

Основанные на изучении трудов прогрессивных педагогов и национального опыта народной педагогики педагогические взгляды мыслителя соответствовали уровню развития современной ему науки, а во многих случаях и опережали её.

К сказанному следует добавить, что Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания.

Абай считал, что основными признаками педагогического мастерства воспитателя, наставника являются целеустремленность, высокий уровень общей педагогической культуры, ум, доброе сердце, педагогический талант, готовность к постоянному поиску, доброжелательность.

Воспитатель, по его мнению, должен использовать в своей деятельности все факторы влияния на воспитуемого: семью, среду, общение.

Последнему он придавал особо важное значение.

Не будучи педагогом- ученым и педагогом практиком в прямом и профессиональном смысле слова., Абай на основе обобщения своих наблюдений, опираясь на прогрессивные тенденции в развитии современной и предшествовавшей ему педагогической мысли сумел сформироваться как педагог-наставник, имеющий свои взгляды на теорию и практику воспитания молодого поколения.

Абай – наставник и учитель, приобщая свой народ к великому наследию культуры русского народа, а через нее – к культуре других народов, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему. И с полным правом Абай мог написать такие строки о себе в одном из своих последних стихотворений:

Можем ли мы человека умершим назвать,

Если оставил в наследство он мудрость бессмертную слов?

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проблемы нравственного воспитания и становление личности

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8 


Другие рефераты на тему «Психология»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы