Воспитание культурного поведения у школьников

Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».

В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, о

бщие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.

В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.

Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.

Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.

Процесс по воспитанию культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.

Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.

В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;

- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;

- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;

- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;

- сделать выводы.

Культура поведения в первобытном обществе

В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы.

«В условиях суровой жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этом обществе было коллективным».

В труде и в повседневном общении дети усваивали жизненные навыки и умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды.

У первобытных людей были такие же привычки и характеры, как и у диких животных. Группы древнейших людей больше походили не на сплоченные коллективы, а на стада.

Развиваясь, первобытный человек стал уделять больше внимания изготовлению и совершенствованию орудий труда. Дети учились ремеслу у старших. Слушая их разговоры, они учились разбираться в том, что хорошо, что плохо. Дети с удовольствием подражали умным, смелым представителям своего общества. Старшие опекали детей, учили их изготавливать оружие. Брали с собой на охоту, рассказывали о повадках животных. Учили молодых различным способам охоты. Матери придавали большое значение воспитанию у детей чувства родства и уважения друг к другу.

«Уже в первобытном обществе возникают простейшие формы взаимопомощи. Социальная дисциплина держится силой привычки, традиций, авторитетом старейшин рода. Не могло быть и речи о личной сознательности, т.к. индивид еще не отличал себя от рода и не задумывался над тем, почему он повинуется требованиям рода. Лишь в более поздний период, с появлением родоплеменных организаций изменились и цели воспитания. Молодежь обучали специально выделенные представители песням и танцам рода, знакомили с традициями и обычаями, с родовыми играми, прививали навыки охоты».

Позже, когда начался активный процесс расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже не всех детей готовили к добыче средств для существования. Некоторых стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.

Культура поведения в рабовладельческом обществе

В рабовладельческом обществе воспитание становится функцией государства. Начинают создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения.

Например, определенная система воспитания сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах.

Спартанское воспитание. Это словосочетание стало синонимом жесткого, аскетического воспитания. Мальчиков Спарты считали будущим государства и воспитывали в духе строжайшей дисциплины, физически крепкими и сильными духом. Юных спартанцев учили только самому необходимому, остальное их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость.

«Школы в Древней Греции были трехступенчатыми. В них обычно учились дети богатых людей. Дети до 3 лет воспитывались дома. Им внушалось быть воспитанными, вести себя сдержанно, без разрешения ничего не брать, всегда уважать старших, быть послушными. Со второй ступени воспитание было, в основном, направлено на развитие творческих способностей: танцам, пению, игре на музыкальных инструментах».

С 12 лет детей отдавали в гимназии, где основное направление было спортивное: гимнастика, легкая атлетика, борьба, метание диска.

Девочек воспитывали дома матери. Они учили дочерей следить за собой, быть умелыми хозяйками в доме и культурными в общении.

В Афинах была разработана система умственного и эстетического воспитания. Детей рабовладельцев готовили к роли господ, правителей, военачальников, им не прививали никаких трудовых навыков, воспитывали призрение к физическому труду.

Детей рабов приучали к покорности и смирению. Об их воспитании вообще не могло быть речи.

«Этика – как наука, включающая в себя изучение морали, культуры поведения человека возникла в период становления рабовладельческого общества». Термин «Этика» был введен Аристотелем: «теоретически этика призвана была решать нравственные проблемы – как должно поступать, что считать добром, а что злом…».

Этические учения давнего прошлого являлись частью религиозных или философских учений и представляли собой попытки выработать вечные правила и нормы поведения, действительные для всех эпох и народов, для всех классов. История этических учений связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от одних общественных формаций к другим.

В рабовладельческом обществе вопросы этики развивали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Сократ, Платон. Эпикур доказывал, что «человек по природе своей стремится к наслаждению и в этом нет ничего греховного».

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы