Деловые игры в учебном процессе. Разработка деловой игры

Актуальность использования учебных деловых игр: реорганизация высшего и средне-профессионального образования в стране главным образом нацелена на более полное удовлетворение потребностей общества в современных квалифицированных специалистах. Речь идет о повышении качества подготовки студентов. Для этого требуется:

- во-первых, признание будущим специалистом уровня квалификации как фактора

, гарантирующего ему большую заработанную плату;

- во-вторых, широкие возможности для продвижения по иерархической лестнице;

- в-третьих, необходимо пробудить у студентов интерес к овладению выбранной специальностью.

Чтобы удовлетворить все вышесказанные требования, педагогам приходится придумывать новые, интересные способы проведения своих занятий. Одним из способов пробудить у студентов интерес к овладению специальностью, является деловая игра.

Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Сегодня многие педагогические вузы в практике обучения студентов используют деловые игры. Деловая игра активизирует учебный процесс и, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий, имеет ряд преимуществ:

- она обуславливает заинтересованность каждого из ее участников в более глубоком познании изучаемой проблемы;

- предоставляет им возможность формировать и повышать профессиональное мастерство преподавателей, благодаря необходимости в решении педагогических проблем, смоделированных содержанием конкретных игр;

- способствует формированию таких качеств личности: как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, обеспечивает большую эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс.

Цель курсовой работы: разработать деловую игру «Конкурс дизайнерских проектов» по дисциплине «Конструктивное моделирование».

Задачи:

1) рассмотреть понятие деловой игры;

2) изучить историю возникновения деловых игр, их развитие;

3) сравнить деловые игры с традиционными методами обучения;

4) рассмотреть проблемы, возникающие в ходе проведения игры;

5) разработать деловую игру.

Объектом курсовой работы являются активные методы обучения.

Предметом выступает деловая игра, как средство обучения по дисциплине «Конструктивное моделирование».

Понятие деловой игры

Для осмысленного применения деловых игр в учебном процессе необходимо выяснить их сущность.

Сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры.

Мы предлагаем рассмотреть несколько определений и проанализировать их.

Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. (Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М., 1989).

Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру. Необходимо понимать значение деловой игры в гуманизации профессиональной деятельности, осознавать данный метод как реализацию диалогического принципа в профессиональном обучении.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

Из вышесказанного можно сделать небольшой вывод о том, что в литературе нет однозначного определения понятия «деловая игра», но проанализировав различные трактовки, можно увидеть, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры – наличие ситуации или имитационной модели, которая максимально приближена к жизненной ситуации.

История возникновения деловых игр

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР М.М. Бернштейном в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены.

Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. Там впервые появился термин «деловая игра». Уже через 10 лет они применялись почти во всех школах бизнеса. Первые игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Большая часть из них – рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких производящих какой-либо продукт и сбывающих его на рынке. Каждую компанию представляет команда игроков, которая принимает решения, по нескольким управляемым параметрам. Решения рассчитываются по некоторой математической модели, и игроки информируются о результатах своих действий. Затем широкое распространение получили внутрифирменные игры, включающие более выраженный драматический компонент. В них участники получали возможность развить управленческие навыки, обучиться принимать решения в сложных ситуациях с учетом многих факторов.

В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы, после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объясняется тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые включенные в каталоги, не соответствуют требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы без учета психологических закономерностей. Разработка деловых игр основывается на психологических исследованиях, само возникновение активных групповых методов связано с определенной парадигмой. В рамках этой парадигмы была идея децентрации, высказанная Ж. Пивче и переосмысленная Л.С. Выгодским. И хотя авторы не связывали ее с активными методами, но косвенно показали механизм, лежащий в основе этих методов.

Страница:  1  2  3  4  5 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы