Педагогические мысли и школа в период раннего капитализма

В XVI в. в недрах феодального общества появляются элементы капиталистического производства, развитие которых в XVII в. Перевело наиболее передовой стране Европы того времени Англии к буржуазной революции (1648).

Последующие сто с лишним лет, до французской буржуазной революции конца XVIII в., были периодом ожесточённой борьбы «третьего сословия» - буржуазии против господства феодальных от

ношений, тормозивших экономическое и культурное движение общества по пути капиталистического развития.

В этот бурный период европейской истории ярко проявились все слабости и недостатки сохранявшейся от средних веков системы воспитания и образования и образования. Она удовлетворяла лишь феодально-клерикальные круги, но совершенно не отвечала потребностям складывавшегося капиталистического способа производства, нарождавшейся буржуазии.

В эпоху Реформации (XVI в.) началась открытая борьба против монополии католической церкви в духовной жизни общества. Религиозные распри между католицизмом и протестантизмом по существу являлись лишь формой острой социальной борьбы между молодой буржуазией и феодальными сословиями.

В XVI- XVII вв. в странах Западной и Центральной Европы начинают складываться, с одной стороны, народная школа с обучением на родном языке учащихся, а с другой – школы типа классической гимназии, которые занимали господствующее положение в системе образования вплоть до XX в., а в ряде стран сохраняют его и поныне. На протяжении следующих двух столетий - XVII – XVIII – народная школа превратилась в тип учебно-воспитательного учреждения, предназначенного для детей низших слоев общества. Эта школа ограничивалась обучением детей трудящихся начаткам чтения, письма и счета. Основной же целью ее было религиозно – нравственное воспитание в духе католицизма или протестантизма.

Основу содержания среднего образования составляли древние языки, преимущественно латинский, и литература на них, одобренная церковью.

В середине XVII столетия великий чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский заложил основы педагогики нового времени, создав свою «Великую дидактику» и целый ряд принципиально новых учебников, в которых нашли свое место уже и реальные знания.

Английский философ и педагог Д. Локк в конце XVII столетия создал систему умственного, физического и нравственного воспитания детей буржуазии, имея в виду подготовку активных деловых людей, промышленников, коммерсантов, колонизаторов.

Французские просветили Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро и другие в XVIII столетии выступили с беспощадной критикой всех установлений феодализма, обратив особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения. Им казалось, что именно с помощью разумно организованного воспитания можно будет устранить большинство царящих в мире социальных пороков и несправедливостей.

Цель: Изложить историю педагогические мысли и школы в период раннего капитализма

Задачи:

Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме курсовой работы;

Раскрыть основные педагогические идеи работ педагогов в период раннего капитализма.

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670 гг.) – великому чешскому педагогу. Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в ряде стан Европы. В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Я.А. Коменский создал систему воспитания для демократических слоев населения, для народных масс.

Главные идеи Я.А. Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия. Фундаментальной идеей его педагогики является пансофизм (всеобщая мудрость), т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Мировоззренческий аспект педагогики Я.А. Коменского тесно связан с принципом природосообразности в воспитании. Природосообразность представлена в качестве универсального закона мироздания. При этом природной основой развития выступает сама способность к развитию. Эти положения раскрывают и конкретизируют методологическое значение принципа природосообразности. Педагогические аспекты этого принципа выражаются в том, что Я.А. Коменский на его основе определяет цель и сущность воспитания. На основе природных дарований осуществляется воспитание, благодаря которому человек становится человеком в самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит совершенствование человека и подготовка его к улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем. В этом и состоит цель воспитания. С другой стороны, религиозные аспекты мировоззрения Я.А. Коменского приводят к известной двойственности в определении цели и сущности воспитания. Здесь особенно большое значение имеет речь Я.А. Коменского «О развитии природных дарований». В ней содержится ответ на вопрос о понимании Я.А. Коменским природных основ развития ребенка. Эти природные основы раскрываются через понятие дарование, в котором он видит врожденные свойства души, природные предпосылки развития. Это такие природные основы, как ум, способность отражать окружающий мир. Ум это зеркало всех вещей, он включает суждения, понимание, он выступает «живыми весами и рычагом всех вещей». Вторая составная природных дарований это воля, как судья всех решений и повелений, то есть фактически как бы субъектная основа нравственности. Далее это способность действия (рука) и речь (язык) как способность истолкования и выражения мысли.

Структура и содержание «Великой дидактики»

Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике» (1657 г.), Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую называет весной человечества, на четыре шестилетних периода.

Это детство - от рождения до 6 лет. И характеризуется оно физическим ростом и развитием органов чувств.

Отрочество - от 6 до 12 лет. Здесь главное - развитие памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.

Юность - от 12 до 18 лет, когда особое значение имеет развитие понимания и суждения, т.е. фактически развитие ума.

Возмужалость - от 18 до 24 лет. И здесь главное - развитие воли, фактически способность управлять собой, сохранять гармонию.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Учитывая природные особенности детей необходимо дать начальные представления об окружающей природе и действительности. Это период приучения ребенка к хозяйству и труду. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Эта школа предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Здесь изучаются «семь свободных искусств», добавляются физика, география, история, языки. Шесть последовательных классов носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия. Здесь предусматривается открыть обычные для того времени факультеты: богословский, юридический и медицинский.

Страница:  1  2  3  4  5 


Другие рефераты на тему «Педагогика»:

Поиск рефератов

Последние рефераты раздела

Copyright © 2010-2024 - www.refsru.com - рефераты, курсовые и дипломные работы